20.01.2015 23:55
    Поделиться

    Культуролог Семен Экштут: Вера Горностаева была счастливым учителем

    Умерла Вера Васильевна Горностаева - знаменитая советская и российская пианистка и профессор Московской консерватории, в стенах которой совсем недавно, 1 октября 2014 года, она блистательно отметила свое 85-летие. Когда хрупкая и грациозная Вера Васильевна, бережно ведомая под руку монументально выступающим высоким и импозантным ректором Консерватории Александром Соколовым, вышла на сцену и сказала, что Консерватория всегда была и остается для нее Храмом музыки, зал взорвался овацией.

    Рояль был для нее живым существом. "Трогаешь клавишу и… дальше начинается магия. Отчего этот звук, летящий в зал, способен выразить мою печаль и радость, мое состояние и настроение - в ударе я или нет, играю ли раскованно или зажато? Почему люди сидят далеко, во втором амфитеатре, и ВСЕ слышат? Что это такое? Какая наука сумеет объяснить такой феномен?"

    "Как я выглядела в этот момент?" - спросила она меня спустя несколько часов. "Как императрица Екатерина Великая вместе с князем Потемкиным-Таврическим на акварели Александра Бенуа". Вера Васильевна оценила шутку. Она любила историю и могла часами говорить о событиях прошлого, которое ее живо интересовало. "Вера Васильевна! Вы - живая история, уходящая натура. Кто еще может сегодня похвастаться, что учился у Генриха Нейгауза или дружил с Шостаковичем, Ростроповичем, Вишневской…" - "Прекрати свои комплименты. Лучше расскажи мне об Аракчееве. Это правда, что он был великолепным организатором? Правда, что он отказался от чина фельдмаршала?" Об этом мало кто знал, но Вера Васильевна постоянно читала книги по истории, вникая в малейшие нюансы, о которых ведали лишь профессионалы, и прошлое России было для нее частью ее настоящего. Она великолепно знала русскую классику и наизусть помнила оба тома "Анны Карениной": во время продолжительных поездок в Японию Вера Васильевна каждый вечер обязательно мысленно прочитывала несколько страниц романа. Трудно поверить, что этой замечательной женщины уже нет с нами. Но осталась память о Вере Васильевне. Остались ее ученики.

    "Не хочу сказать, что педагог, чему бы он ни учил своего ученика - игре на фортепиано или столярному делу, - целиком и исключительно отвечает за все за все, что произойдет с ним во взрослой жизни. Есть семья, есть друзья, есть сотни привходящих обстоятельств. И все-таки мера этой ответственности велика. Состоится человек, которого тебе доверили учить и воспитывать, или нет? Сумеет ли оплатить всей жизнью этот вексель, выданный природой? Счастлив учитель, который на все эти вопросы может ответить - да!"

    Вера Васильевна Горностаева была счастливым учителем. Она была Учителем от Бога.

    Поделиться