18.01.2015 10:30
    Поделиться

    Крещенский сочельник наступил у православных

    Крещенский сочельник - народное название дня накануне праздника Крещения Господня. В Церкви вместо "Крещенский сочельник" чаще говорят "Навечерие Богоявления". Слово "навечерие" означает день, предшествующий празднику, а сам праздник Крещения Господня, начинающийся 18 января вечером, имеет еще одно название - "Святое Богоявление". Почему "Богоявление"? Потому что во время Крещения Иисуса на реке Иордан миру было впервые открыто то, что Иисус есть Сын Божий. Об этом возвестил Бог Отец "гласом с небес", и после Крещения, когда Иисус вышел из воды, отверзлись небеса и Дух Божий, "как голубь", ниспустился на Него. Так человечеству было явлено все три Лица Святой Троицы (отсюда "Святое Богоявление"): Бог Отец гласом с небес, Бог Сын Иисус Христос и Дух Божий, ниспустившийся к Иисусу.

    Последние годы в обыденном сознании сложилось впечатление, что праздник Крещения - некий диковинный, если не сказать дикий, обычай окунаться в лютый мороз в ледяную прорубь. Ритуальный экстрим, сродни  огнехождению мексиканских индейцев или глотанию шпаг древними индусами. В то время как праздник Крещения, или Богоявления, совсем не об этом. И хотя вода, как богосозданная и богоблагословенная стихия, играет особую роль в богослужении и дня накануне праздника Крещения - Крещенского сочельника, и самого праздника Богоявления, смысл не в ней. Да, воду, освящаемую особым чином в день Крещенского сочельника и в день праздника Богоявления Господня, называют святыней, да крещенская вода обладает особыми свойствами, да в день Крещения освящается все водное естество, но образованный человек должен понимать: только Таинство Исповеди и Таинство Причащения дают человеку благодать очищения от грехов.

    Что касается народного обычая окунаться в ледяную прорубь в день Крещения, получившего в наши дни непонятно широкое распространение, то он имеет языческие корни и далек от церковного понимания праздника Богоявления, или Крещения.

    Дело тут вот в чем. На Руси, в народе, было принято праздновать Святки - период с 7 января по 18 января, с особым, разгульным весельем: масками, переодеваниями, гаданиями. Корни такого празднования уходили в язычество, и, хотя Церковь всегда повторяла, "что Дух Христов не враг благозаконных радостей", она же и пыталась остановить людей, когда эти радости превращались в бесчинства. Церковь напоминала и о греховности гаданий ("упорствующие в этом грехе" подлежали "извержению из лона Церкви"), и о неуместности "переодеваний в звериные одежды и рыкания звероподобным голосом". Осуждались и другие беснования. "Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. отстранению на шесть лет от Таинства Причастия) … пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок".

    Отлучение от Причастия - наказание жестокое, особенно если оно на шесть лет, и народ понимал это. Однако не всех это останавливало. И в народе возникло такое поверие: если на Крещение окунуться в прорубь, вырубленную в форме креста, то с тебя будут смыты все грехи святочного загула. Поэтому традиция окунаться в прорубь на Крещение - это традиция, имеющая языческую подоплеку, и в дореволюционных книгах для церковно-священнослужителей она однозначно осуждалась.

    Ну а так как сегодняшнее информационное пространство формируется по принципу сенсаций, рассказ о толпах народа, в лютый мороз, прыгающих в прорубь, кажется современным СМИ более эффектным, чем спокойное повествование о сути Евангельского события. Отсюда и возникло искаженное представление о празднике Богоявления Господня, или Крещения, как о дне, когда верующие должны лезть в прорубь. Праздник Святого Богоявления, или Крещения Господня, начнется только вечером 18 января, но для того, чтобы мы смогли духовно приобщиться к воспоминаемым событиям и пережить их как реальность, Церковь всегда готовит нас к этому. Чаще всего эта подготовка заключается в посте, потому что пост помогает нам уйти от телесного и сосредоточиться на духовном. Поэтому празднику Богоявления, или Крещения, предшествует строгий однодневный пост Крещенского сочельника. Как и в Рождественский сочельник, в этот день не принято вкушать пищу до "первой звезды", и после этого едят только сочиво - отваренные с медом зерна пшеницы или риса.  Так как верующий в этот день стараются попасть на службу, а во время богослужения  "первую звезду" символизирует выносимая после Литургии свеча, то в реальной практике пост Крещенского сочельника должен был бы начинаться с вечера 17 января и заканчиваться после утренней Литургии. Но в силу того, что в день Крещенского сочельника после Божественной Литургии совершается великое освящение воды, на котором также присутствуют верующие,  к пище в этот день мы приступаем только после первого "причащения" крещенской водой. То есть пост Крещенского сочельника длится с вечера 17 января (в Церкви день начинается с вечера накануне) до окончания молебна на освящение воды - водосвятия.

    Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужит в день Крещенского сочельника Божественную литургию и совершит великое освящение воды в храме Христа Спасителя, а 19 января возглавит богослужение праздника Крещения в московском Богоявленском соборе в Елохове.

    Справка

    Зачем в Крещенский сочельник и на Крещение освящают воду? Что такое святая вода?

    Еще в древней Церкви были замечены особые животворящие и исцеляющие свойства святой воды. Вот что писал об этом святитель Симеон Солунский: "…вода крещенская - хотя и вода есть, но исполненная Духа, очищающая души, воссоздающая человека, усыновляющая его Богу и делающая его безгрешным. Воде простой свойственно по естеству очищать телесные скверны и утолять жажду; а святой воде свойственно вместе с телом измывать душу, освящать, воссозидать, духовно орошать и усыновлять Богу".

    Два раза в год - в Крещенский Сочельник и в сам праздник Крещения Господня (Богоявление) совершается так называемое "великое освящение воды" - великая агиасма (святыня). Оно сопровождается молитвой, в которой мы просим Господа: "...прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию. И дажь ей благодать и избавления, благословение Иорданово..." Отцы Святой Церкви упоминают об особых свойствах Богоявленской воды и советуют чаще прибегать к ее целительной помощи.

    Но кроме освящения воды в дни Крещенского сочельника и самого праздника Крещения, для повседневных нужд существует малое освящение воды, так называемая "малая агиасма", оно может совершаться в храмах в любой день. Потом этой водой освящают жилье, предметы, окропляют болящих. В отличие от Святой воды малого освящения Богоявленскую воду следует пить только натощак, с молитвой "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".

    Поделиться