09.01.2015 15:49
    Поделиться

    В Москве прошла Рождественская елка для бездомных

    В Москве впервые прошли Рождественские концерты для бездомных - праздничное угощение под аккомпанемент классической музыки (живой звук, исполнители - лауреаты Международных конкурсов!). Организовали торжество православная служба помощи "Милосердие" и Центр оперного пения Галины Вишневской. Происходили праздничные концерты в так называемом "Ангаре спасения"- тентовой палатке, с декабря 2014 года открытой для приема бездомных.

    Наш корреспондент Мария Городова побывала на мероприятиях и поинтересовалась, что заставляет вполне занятых и именитых людей, бросив свои дела, кормить и развлекать тех, кого многие из нас стараются и не замечать.

    - Булахов, слова Чуевского! "Гори, гори, моя звезда!". Исполняет лауреат международных конкурсов Давид Целаури, - хорошо поставленным голосом объявила Алла Басаргина.

    - Не-а, как Штоколов он не споет, не потянет,  - глядя на молодого высокого красавца-баса, скептически заметил бездомный блондин лет пятидесяти со всклокоченными волосами и следами непростой судьбы на лице.

    - Не Штоколов, этот как его…, на Шэ,.. Шаляпин,  - исправил блондина сосед слева - без волос, но зато со шрамом по черепу.

    - Где твой Шаляпин, а этот тут, - дожевывая салат из гурийской капусты, то ли подначивал, то ли примирял спорящих, гражданин напротив - с подбитым глазом.

    Давид Целаури между тем пел так, будто дело происходило не в тентовой  палатке с тепловой пушкой, душевой и дежурным социальным работником, рассчитанной на прием и помывку пятидесяти бездомных в день, а, действительно, на международном конкурсе. Впрочем, и все шестьдесят гостей Рождественской елки для бездомных сидели деликатно и чинно - сидели, ели и слушали. Все, ну, разве что кроме самого края стола, где тихонько примостилась и я. Тут наблюдалось некоторое оппозиционное оживление - как и положено на галерке.

    - Потянул… Не хуже Шаляпина, - оценил мастерство баса гражданин с подбитым глазом.

    - Шаляпин твой босяк, - держался своей линии всклокоченный блондин, и в этой реплике мне почудилось некое высокомерие.  - А вы чего записываете? - вдруг, повернувшись ко мне, строго спросил всклокоченный. - Какой канал? Первый? НТВ?

    - Я из газеты, - отчего-то оправдывающимся тоном ответила я.

    - Газеты скоро умрут! Все! - категорично, как отрезал, заявил белобрысый: перспектива гибели всех газет нас, безусловно, уравнивала.

    - Деревья вырубают, из-за этого дыры в космосе. Потепление. Зима не та стала,  - на этот раз поддержал товарища лысый со шрамом.

    Мне всегда казалось, что всемирное потепление - последнее, что должно тревожить людей без постоянного места жительства, но, по-видимому, общечеловеческие проблемы для моих новых знакомых были важнее личных. Я почему-то вспомнила, как зябко было добираться сюда, в "Ангар спасения", на Николоямскую, дом 55, вспомнила про нынешние Рождественские морозы в Москве, вспомнила, но перечить не стала.

    - Газеты все умрут, - будто почувствовав мою слабину, еще раз припечатал белобрысый.  - Доллар растет, бумага дорожает.

    Между тем концертмейстер Центра оперного пения Галины Вишневской, пианистка Большого театра Алла Басаргина объявила: "Лауреат международных конкурсов Мария Пожидаева. Ария Маргариты из оперы "Фауст", Гуно". Изящная, в строгом, но изысканном наряде, Мария Пожидаева не вызвала у моих новых знакомых никаких возражений, поэтому сложнейшую арию, в которой Маргарита прозревает истину, мы все прослушали в благосклонной тишине: я просто с удовольствием, а мои новые знакомые, поедая пирог с мясом и картошкой.

    - Телевидение тоже умрет, - видимо, желая меня приободрить, вернулся к актуальной теме кончины СМИ блондин, когда Пожидаева покончила с Маргаритой, и зазвучал полонез Огинского (исполнение Аллы Басаргиной).

    - Один интернет останется! Там за всеми следят, - продолжил блондин мое просвещение. - Американцы следят. Нет, гречку я не ем! (это уже не мне, а милой девушке-волонтеру, заботливо поинтересовавшейся, все ли хорошо, и почему тарелка с гречневой кашей осталась нетронутой).

    - Американцы хотят править всем миром, - доверительно продолжил лекцию мой просветитель, полонез  Огинского сменился радостной застольной из Травиаты Дж. Верди (помните, "Налейте, налейте полнее бокалы…"?) в исполнении все той же Марии Пожидаевой, за столами оживились, и, видимо желая как-то соответствовать  общему приподнятому настроению, блондин припечатал, - Только Америке хана! Накроет цунами! И смоет. В океан! Ничего не останетя!

    Решив, что предсказанные глобальные катастрофы случаться все же не так сразу, а задание редакции не требует отлагательств, я, воспользовавшись застольным оживлением, вызванным талантами Джузеппе Верди и Марии Пожидаевой, направилась в ту часть ангара, где волонтеры готовили праздничное угощение, и включила диктофон.

    "Кто Вы? Представьтесь, пожалуйста, кем работаете, давно ли в добровольцах? Что заставило бросить все и на праздник придти работать сюда, а не сидеть дома - у телевизора или Интернета?"

    - Наталья, 24 года, менеджер виноторговой компании. В "Ангаре спасения" второй день… Не знаю что, захотелось и пришла…

    - Валерия, 27 лет, работаю в финансовом отделе, волонтерю давно, но здесь, в ангаре недавно, обычно я по хосписам… Холодно сейчас, надо помочь людям, не дай бог, замерзнут…

    - Лилия, косметолог в салоне красоты, мне 35. Что? Столько не дадите? Девчонки (это уже не мне, а оживившимся подругам), да, я косметолог, если что, обращайтесь! Почему пришла? Знаю, что такое быть бездомной!

    - Катя, офис-менеджер в польской компании по производству вентиляционного оборудования, мне 25. Хотела на Рождество сделать что-то хорошее, нашла сайт, увидела объявление, пришла…

    - Знаете, как говорят: "От сумы, да от тюрьмы не зарекайся", - беда с каждым может случиться. Кто я сама? Библиотекарь. Вообще, у меня два высших - экономическое и юридическое, но работаю в библиотеке семейного чтения, в Домодедово, приезжайте к нам, у нас много интересного проходит. Со службой помощи связана уже 4 года. У меня было много подопечных, есть женщина-инвалид, с которой мы ходим на службы, в Первой градской работаю с больными, но хочется заниматься этим серьезно. Думаю курсы закончить по патронажу, с бездомными недавно - интересно тут, весело! Как зовут? Юлия! Девочки, тут добавку, компот из мушмулы просят, налейте, пожалуйста!

    - Марина, менеджер по продажам, 50 лет, второй день, как вышла. Первый день нас инструктировали, что и как делать, чтобы все прошло без накладок - шуметь у нас нельзя, видите, какие музыканты пришли… Как вышла на "Ангар спасение"?  Если хочешь помочь, то всегда можно найти, кому. Я через Интернет сюда пришла, но многие через храм приходят.

    Опросив девушек, я попыталась тормознуть ребят, но они были заняты - подтаскивали короба с угощением. Но, если честно, ребят было меньше, что, впрочем, соответствует демографической ситуации. Кстати, о демографии: невест стоит искать в "Милосердии" - все удивительно красивые, нарядные, будто сошедшие с Рождественских открыток (одна барышня была даже с муфтой, которую, правда, пришлось снять - работа!). И уж точно все тут теплые, добрые, жертвенные.

    - Я из Перу. В Перу я была язычницей, а здесь я стала христианка, - продолжает мой блицопрос невысокая смуглая женщина лет пятидесяти, говорящая по-русски бегло, но с акцентом. - Регулярно хожу в церковь. Откуда хорошо знаю русский? А я уже  тридцать два года здесь в России, мне нравится тут. У меня в родном месте в Перу все язычники - народ  кечуа, слышали? У нас язык кечуа. А здесь я христианка стала, здесь христиан много. Какие еще языки знаю, кроме русского? Испанский, французский, английский, немецкий, китайский - я филолог, лингвист, историк. Если надо, кто попал в беду, авария, например,  и нужен переводчик, меня все знают в "Милосердии", меня сразу зовут. Хотя дома меня можно только рано утром найти и поздно вечером. Что делаю в "Милосердии"? Все могу. Что надо, то и сделаю. Не только как переводчик.  И больных могу обмывать, и одежду раскладываю, сортирую, когда собирают для бездомных и беженцев. В "Милосердии" уже восемь лет. Я всегда занята, свободной не бываю, мне не скучно. Как зовут? По-православному Саша, Капча по-родному, а по-испански Пилар-вэга

    - И что, много иностранцев среди бездомных столицы, - спрашиваю я руководителя службы помощи бездомным при "Милосердии" Романа Скоросова, уже выйдя из ангара - чтобы не мешать пению хрупкой и юной Дарьи Дорожкиной (виолончель Елена Скворцова)

    - Мы как-то не делаем на этом акцент, наши, не наши! Они все люди, попавшие в беду. Люди совершенно разные, у каждого своя судьба, кто-то приехал на работу и попал в беду. Из Приморья, или из Кубы, какая разница! Кто-то, уже будучи москвичом, живя здесь, потерял жилье. Да, Вы правы, часто в результате криминала. Но, бывает, что и родственнички -  "родственнички" в кавычках - постарались. Есть молодые, но много пожилых. Процентов тридцать у нас одних и тех же, тех, кто попал в беду и у кого, можно сказать, неразрешимая ситуация. Но у нас тут в "Ангаре спасения" не только помывочная и место где можно в холодную зиму согреться, поесть. У нас есть социальный работник, бесплатный телефон-автомат, по которому можно звонить по всей России, можно искать работу. Да, общаемся с людьми, психологически помогаем. Только Вы про меня не пишите, зачем? Вы лучше напишите благодарность тем, кто пожертвовал деньги - и на ангар, и на сегодняшний праздничный ужин. Музыканты? Музыканты у нас бесплатно выступают. И в хосписах, и в Первой градской. Это наши верные помощники. Идея Рождественских концертов - духовника службы помощи "Милосердие" епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона. Владыка к нам в обед приезжал, благословил нас, не видели? А Центр оперного пения Галины Вишневской во главе с Аллой Басаргиной сразу отозвался. Они всегда отзываются. Алла Борисовна сегодня даже сказала, что сейчас они открывают новый концертный зал - "Ангар спасения"! (смеется) Ладно, извините, мне некогда, лучше с батюшкой Алексием поговорите - он сейчас выйдет…

    Я так и собиралась сделать, подготовив свои вопросы о смысле милосердия протоиерею Алексию (Уминскому), настоятелю московского храма Троицы в Хохлах, одному из инициаторов проекта "Ангар спасения". Но отец Алексий вышел, облепленный старушками и парочкой гостей праздника. Похоже, их волновали более насущные вопросы. Не стала им мешать. В конце концов, милосердие - это не слова, это конкретный человек, которому ты протянул руку помощи.

    Поделиться