06.01.2015 11:23
    Поделиться

    Эксперт: У России есть шанс побороть влияние барреля на экономику

    Цены на нефть устали падать и решили показать, что могут расти. Правда, пока подъем небольшой и неустойчивый. Февральские фьючерсы на Brent утром во вторник торговались на 0,3 процента дороже, чем накануне.

    По 53,27 доллара за баррель, сообщает агентство Bloomberg. Напомним, что вчерашнее падение было ошеломляющим -  5,87 процента - до 53,11 доллара за баррель. Такого не было с мая 2009 года. За прошлый год Brent, от которой считаются цены российской нефти Urals, потеряла в цене почти 50 процентов.

    Страны ОПЕК пока не торопятся помочь рынку и не собираются сокращать квоту на добычу нефти. Они не хотят пускать в свои ниши американские компании, которые, наоборот, наращивают добычу нефти. И чем дольше цены остаются низкими, тем меньше рвения будут проявлять конкуренты. Тем не менее, запасы нефти в США в первую неделю 2015 года выросли на 750 тысяч баррелей. Завтра  Минэнерго США сообщит новые данные, которые могут снова потрясти нефтяной рынок.

    Для России все эти нефтяные качели - большая головная боль. Хотя у нас есть шанс побороть влияние барреля на нашу экономику, уверен заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

    Есть прогноз: предстоящее сокращение объема экономики России в наступившем году лежит в диапазоне от 1,5 до 4 процентов, если цены на нефть будут держаться отметки в 60 долларов. Но помимо мировой конъюнктуры, многое зависит от действий экономических властей, объяснил "РГ" Широв. При слаженной и гибкой работе правительства и Центрального банка можно побороться за неснижение темпов ВВП. Иначе сколько денег в экономику не вливай - все напрасно. В 2009 году, в разгар мирового финансового кризиса, на прямую господдержку экономики было потрачено более 2,5 триллиона рублей - а ВВП потерял почти 8 процентов.

    Если в первой фазе кризиса 2008-2009 годов пострадали экспортеры, то сейчас основными пострадавшими будут производства, ориентированные на внутренний рынок, и население, чьи реальные доходы будут снижаться. А экспортеры на этот раз отделались легким испугом - мировую конъюнктуру им подпортили, но не радикально, зато за счет ослабления рубля они получили преимущества на внешних рынках. Так что от них как раз можно ждать поддержки экономики.

    Значит, делает вывод Александр Широв, в первую очередь помощь государства нужна производствам, ориентированным на внутреннее потребление. Ключевая ставка в 17 процентов, установленная Центральным банком, слишком высока. Если начальная цена денег в экономике такая большая, то речь уже не об инвестициях, под угрозой оказывается способность предприятий финансировать оборотный капитал, считает экономист. А это паралич экономики, который, конечно, никто не допустит. Следовательно, уверен эксперт, ничего не остается, как вернуть ставку к прежнему уровню уже в ближайшие два месяца или создать особые каналы дешевого финансирования производителей. По ставке, кратной ниже нынешней ключевой.

    Что касается населения, то его потребительский спрос все последнее время был главным двигателем экономического роста. Значит, надо все бросить на то, чтобы спрос не уменьшался. Отсюда Александр Широв делает два практических вывода.

    Первый: нельзя сворачивать программы по выравниванию доходов работников бюджетной и небюджетной сферы. Кстати, и в кризис 2008-2009 годов власть содействовала тому, что доходы населения парадоксальным образом росли на 2-3 процента в год. Это спасло экономику.

    Второй: слишком высокие ставки по депозитам в сочетании со снижением реальных доходов могут обвалить потребительский спрос. Следовательно, рост процентов по вкладам надо приветствовать, но до известного предела. Для экономики, то есть для нас всех в целом, излишняя склонность к сбережению в этом году может только повредить, предупреждает эксперт "РГ". 

    Поделиться