26.12.2014 00:05
    Поделиться

    Леонид Поляков: Впервые за много лет мы почувствовали себя единой нацией

    В 2014 в стране проявился беспрецедентно высокий уровень консолидации
    Обычно в декабре мы подводим итоги уходящего года. Но нынешний декабрь особенный в том смысле, что именно сегодня уже можно подводить итоги той широкомасштабной политической реформы, которая была инициирована властью три года назад. Мы все помним, каким бурным выдался декабрь 2011 года, и на этом фоне особенно наглядно смотрятся разительные перемены, произошедшие со страной в период третьего президентского срока Владимира Путина.

    Первое, что бросается в глаза и что ярко проявилось именно в уходящем году - это беспрецедентно высокий уровень общественно-политической консолидации. Традиционное празднование Дня народного единства 4 ноября в этот раз вылилось в грандиозное шествие под лозунгом "Мы - едины", в котором приняли участие все сколь-нибудь значимые политические силы страны, все поколения, все социальные и национальные группы. Может быть, впервые за весь постсоветский период мы спонтанно почувствовали себя единой нацией, единым российским народом.

    И это новое чувство единения - самый убедительный ответ на любые попытки внешних сил посягнуть на нашу независимость и суверенитет с помощью экономических санкций. Этому грубому давлению мы противопоставляем не только единение с властью, но и собственную солидарность. Что, в свою очередь, проясняет изначальную суть праздника. В отличие от прошлых лет, когда со стороны политических радикалов предпринимались попытки его идеологически "приватизировать" и истолковать в узконациональном смысле, нынешнее 4 ноября стало демонстрацией подлинного общенародного единства. Отныне и навсегда становится ясно, что это праздник не разделения, а глубинного единения всех россиян - разных во многом, но схожих в главном: в духовно возвышающем патриотизме.

    В этом отношении особенно важно отметить кардинальные сдвиги, произошедшие в такой чувствительной сфере, как взаимоотношения власти с правозащитной средой. В былые времена тут царила атмосфера взаимной подозрительности и даже враждебности, беспринципного заигрывания, личных симпатий и антипатий, попыток грубого манипулирования. Об интеграции правозащитного движения в общую с властью работу по национальной консолидации и речи не шло.

    Сегодня картина совершенно иная. В работе власти с правозащитниками видна системность, правозащита органически входит в число приоритетов государственной политики, партнерство власти и правозащитной среды строится на взаимоуважительной и долгосрочной, а не конъюнктурной основе. На общем признании того, что российское гражданское общество и правозащитное движение должно быть именно российским и работать на благо России, а не внешних сил.

    Приметы этого особенно наглядно воплощены в таких знаковых для нашего правозащитного сообщества персонах, как Элла Памфилова и Елизавета Глинка.

    Заслуги Эллы Александровны как в деле государственного строительства, так и в развитии правозащитного движения бесспорны. Однако в какой-то момент по совершенно субъективным причинам она оказалась невостребованной. Сегодня ей доверен ключевой пост Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. И именно она благодаря своему безупречному авторитету обеспечивает прозрачное и эффективное распределение государственных грантов для развития правозащитного движения. Ее обеспокоенность судьбой такой старейшей правозащитной организации страны, как "Мемориал", нашла понимание и поддержку у президента, что принесло позитивный в деле сохранения этой организации результат.

    На примере легендарной "Доктора Лизы" можно видеть, как укрепляется сотрудничество власти с социальными НКО, правозащитным движением и волонтерскими структурами в социальной сфере. Беззаветное мужество и абсолютная преданность делу Елизаветы Глинки при действенной помощи и поддержке власти позволили добиться реальных результатов в деле спасения жизней многих украинских и российских детей. И, несмотря на град критики со стороны ее недавних либеральных почитателей, она на заседании Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека нашла слова искренней благодарности нынешним кураторам внутренней политики именно за их профессионализм и реальную помощь в решении самых сложных проблем.

    Есть и другие, не менее знаковые, приметы эффективного партнерства власти и правозащитной среды. Сейчас разрабатывается проект концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. И наконец-то находит практическое решение бывший долгое время в буквальном смысле "камнем преткновения" вопрос установки в Москве памятника жертвам политических репрессий. Музей "Пермь 36", который собирались закрыть, продолжит свою работу, а общественный совет музея возглавит экс-омбудсмен Владимир Лукин.

    Еще одним важнейшим итогом трехлетней целенаправленной работы власти является успешное внедрение механизмов повседневной "совещательной демократии", к которой стремятся признанные западные демократии. Общественный контроль реализации поручений президента на площадках ОНФ, новый старт системы общественных палат и общественных советов при органах исполнительной власти - наиболее показательные и эффективные примеры таких механизмов. Сюда же можно отнести расширение практики и повышение культуры проведения публичных слушаний на местном уровне, институциализация общественного участия в разработке законодательных инициатив и проектов нормативно-правовых актов (проект "Российская общественная инициатива", оценка регулирующего воздействия, обсуждение проектов нормативно-правовых актов на портале regulation.gov.ru и др.).

    Все эти механизмы повседневной "совещательной демократии" органично вмонтированы властью в политическую систему России. Причем процесс "монтажа" шел равномерно, спокойно, без кампанейщины и без конфликтов. Напротив, власть избрала формат диалога, широкой общественной дискуссии, убеждения оппонентов и - там, где надо, - корректировки первоначально принятых решений. И именно поэтому на выходе мы получили страну, вышедшую на качественно новый уровень политической зрелости, социальной солидарности и национального единства. Россию, которая способна не только выстоять в условиях нарастающей глобальной нестабильности, но и проводить независимую политику на основе традиционных ценностей.

    На самом деле так и происходит подлинно национальное, органическое развитие на собственной основе. Россия в прошлом довольно часто знала только один способ исторического движения - цивилизационный рывок, догоняющую модернизацию, по сути - революцию. Совместить Россию и эволюцию еще не удавалось никому. Безусловно, насколько это получается у нынешней власти, будут судить следующие поколения. Но то, что мы на верном пути, уже понятно и нам. Главное - с этого пути не сворачивать.

    Поделиться