- Мы хотели показать мир в миниатюре, - признается Сергей Байков, организатор выставки. - А железная дорога здесь связывает все архитектурные стили и добавляет динамики. Идея проекта возникла давно, еще когда мой отец побывал в Чехии. Практически в каждом европейском городе, пусть даже небольшом, существуют подобные аттракционы. А после открытия подобной выставки в Санкт-Петербурге решили: почему бы и нам это не повторить?
На подготовку макетов ушло больше года. Поезда закупались в Германии, с помощью пенопласта и обыкновенной штукатурки лепили горные рельефы. Учитывалась каждая деталь - ведь игрушечный мир копирует действительность. Правда, архитектура на макете заграничная, да к тому же уменьшенная в 87 раз. Один дом может состоять из 400 частей, на его сборку уходит по несколько дней. Самым кропотливым делом стало изготовление крохотных фигурок людей, ведь они были высотой чуть более двух сантиметров. А фигурки из пластика расписывали вручную, причем прорисовывали не только одежду, но и лица. В результате каждый человечек в этой инсталляции имеет свой неповторимый облик.
Впервые на выставке представлен макет железной дороги времен Великой Отечественной войны. Поезд начинает свой путь с укрепленной немецкой "Голубой линии" в районе Крымска, которую штурмовали советские войска. Через поля с поселками состав направляется к Сталинградскому вокзалу. Фигурки солдат и танки вокруг иллюстрируют исторические бои. Само же здание вокзала художники смастерили из картона и потолочной плитки. Чтобы оно выглядело правдоподобно разрушенным, в крыше пробили дыры, а стены обмазали кварцевой крошкой, имитирующей следы огня.
Дальше железнодорожное полотно протянулось в Сибирь, к труженикам тыла. Макет посвящен 70-летию Победы и оснащен точными копиями бронетехники - легендарный Т-34 соседствует здесь с немецким "Тигром", миномет "Катюша" - с полевыми гаубицами фашистских войск.
- Расстановка фигур на площадке не случайна, - рассказывает инженер проекта "Мир в миниатюре" Виталий Байков. - Нам было важно воссоздать исторические детали в точности. Для этого приходилось изучать военную литературу, просматривать старую кинохронику. К примеру, этот танк ИС-2 в военные годы только находился в разработке - его не успели запустить в производство. Поэтому несколько его моделей мы поместили на заводе в Сибири.
За передвижениями составов в залах следит оператор. Однако несколькими поездами посетители смогут управлять самостоятельно. Один из них ходит по закольцованной железной дороге в городке XIX века, а скоростной "Сапсан" курсирует в современном мегаполисе.
Как планируют организаторы, экспозиция пробудет в музее до 11 мая 2015 года.