24.12.2014 20:35
    Поделиться

    Николай Марцулевич: В промышленности главный тренд - экологичность

    Чтобы восполнить нехватку технических кадров в промышленности, вузам ежегодно нужно выпускать 20 тысяч специалистов. Прием абитуриентов по профильным специальностям увеличивается каждый год, но предприятия продолжают жаловаться на нехватку сотрудников. Как разрешить эту проблему? Своим видением ситуации поделились деканы факультетов Санкт-Петербургского государственного технологического института - одного из ведущих технических вузов страны.

    Как вузы решают проблему инженерных кадров

    Технари бывают разные

    Николай Сиротинкин, декан факультета химической и биотехнологии: Само по себе понятие "технический специалист" довольно широкое. Например, химиков готовят и академические вузы, но их выпускники нацелены на научно-исследовательскую работу. В педагогических институтах также есть факультеты химии, но они готовят учителей по химии и биологии. Собственно для нужд промышленности специалистов выпускают только технологические вузы.

    Андрей Мазур, декан инженерно-технологического факультета: В каждом типе вузов свой подход. Академические учебные заведения сосредотачиваются на работе в лабораториях. На заводе к химикам предъявляются совсем другие требования. Им необходимо знать не только весь цикл превращения одного вещества в другое, но и представлять, какое оборудование для этого требуется, сколько необходимо ресурсов. Нужно знать весь цикл работы предприятия, иметь понимание обо всех технологических цепочках. Именно поэтому, кстати, в Техноложке инженеров-технологов даже в годы СССР готовили не пять лет, а пять с половиной.

    Николай Правдин, декан факультета химии веществ и материалов: Сейчас в образовании наметился следующий тренд. Порой студентам предлагается такой сетевой подход к обучению, когда естественные и точные науки им преподают в классическом университете, экономику читают преподаватели из финансового вуза. Для технического образования такая практика довольно сомнительна. От студента требуется обладать взаимообуславливающими компетенциями, обрывочные сведения для инженера недопустимы, ему важно видеть полную взаимоувязанную картину, и техническую, и экономическую, и экологическую. И отечественной высшей школе удалось создать совершенно уникальную систему обучения специалистов. Безусловно, новые веяния в образовании необходимы, но важно сохранить и наши достижения.

    Николай Марцулевич, декан механического факультета: Еще одна не очень позитивная тенденция в высшей школе - стремление к излишней масштабности, укрупнению, когда качество образования оценивается по площади актового зала или числу студентов. Это все равно, что делать выводы хороший человек или плохой по его росту, весу или цвету волос. В технических вузах все-таки должен соблюдаться индивидуальный подход к студентам. Например, ТОП-5 ведущих вузов мира сейчас возглавляет Массачусетский технологический институт, где обучаются 10,5 тысячи студентов. Еще одним мировым лидером в области образования считается Калифорнийский технологический институт, где насчитывается всего 2175 студентов. Тут главное не число, а умение. Чтобы готовить достаточное количество грамотных специалистов, нужны не громадные структуры, а локальные вузы с сильным преподавательским составом и современной научно-технической базой.

    Со школьной скамьи

    Николай Правдин: Времена, когда вузы огульно жаловались на качество подготовки школьников, проходят. В последние годы мы отмечаем, что абитуриенты приходят значительно более подготовленными, это показывают результаты первых сессий. И все же, на мой взгляд, классическая школьная подготовка по математике, физике или химии должна быть иной.

    В институте мы проводим для ребят дополнительные занятия по этим дисциплинам, чтобы повысить их знания, а у себя на факультете на первом курсе читаем отдельную дисциплину "Введение в логику и интеллектуальную деятельность", благодаря чему у ребят улучшается понимание предметов, они уже не стремятся механически запоминать, а начинают мыслить в научном ключе.

    Николай Марцулевич: На самом деле, когда взаимодействие вуза и школы ведется только со старших классов, - это бесперспективно. Считаю, правильнее начинать работать со средним звеном и не с конкретными соискателями, а с классами в целом. В Петербурге у нас эта работа отлажена, в школы приходят наши сотрудники, причем это не просто вчерашние выпускники института. Лекции ребятам читают члены-корреспонденты Российской академии наук. Они настолько разбираются в химии, что способны познакомить ребят с передним краем научных исследований. У детей горят глаза. Им кажется это фантастикой, сказкой, к ним приходит осознание того, что настоящая наука не ограничивается скучными формулами.

    В то же время сейчас 65 процентов от всех наших студентов - ребята из других регионов, и везде уровень подготовки очень разный. Естественно, есть ЕГЭ. Это некий срез знаний, баллов. Но бывает, что таланты проходят мимо. Олимпиады и творческие конкурсы, безусловно, решают проблему, но очень фрагментарно. Однако вовремя начатая подготовка поможет школьнику хотя бы узнать сферу, в которой он планирует приложить свои усилия, если уж он решил стать химиком, то за несколько лет дополнительных занятий ребенок сможет понять, каким именно.

    Какие нужны люди

    Николай Правдин: Со следующего года в вузах по всей стране прекращается выпуск специалистов. Из институтских стен будут выходить только бакалавры и магистры. Бакалавров мы выпускаем уже десять лет, в большинстве случаев они раньше оставались в магистратуре. И в совокупности шести лет хватало на то, чтобы студент овладел всеми необходимыми компетенциями.

    Сама по себе болонская система имеет определенные плюсы. И прежде всего она востребована для академического образования. Например, химик-бакалавр получает образование общей направленности, а непосредственно специализация начинается в магистратуре, более того, сам студент на данном этапе ищет предприятие и проходит там практику. И мне пока сложно предположить, как смогут бакалавры найти себе применение на заводах.

    Николай Сиротинкин: При обучении химиков-технологов уделяется особое внимание производственной практике. Существуют предприятия, которые остро заинтересованы в молодых специалистах. Они приходят к нам в институт, мы с ними заключаем договоры. В ряде случаев студенты готовятся специально под нужды конкретного предприятия. И когда учащиеся приходят на практику, с ними реально занимаются, объясняют им весь технологический процесс. После получения диплома их с радостью берут на заводы.

    Андрей Мазур: При этом выпускник имеет возможность устроиться на любое другое предприятие. Существуют образовательные стандарты, где прописано, какие предметы и в каком количестве должны преподаваться. В эти стандарты вуз, естественно, не вмешивается, читается необходимое количество лекций, проводятся все указанные семинары и лабораторные занятия. В учебном плане каждого вуза есть и дополнительные предметы, которые институт вправе варьировать, отсюда и рождаются особенности каждого института.

    Таким образом, из наших стен выходит выпускник, готовый к реальной работе, а предприятия получают специалиста, которого не надо переучивать или доучивать.

    Николай Правдин: У Технологического института есть контракты с десятками предприятий и государственными корпорациями. Мы тесно взаимодействуем с их службами по подготовке персонала. У нас есть возможность и дополнительного образования. Недавно, например, к нам обратились представители автозавода в Калуге и попросили для группы специалистов организовать курсы повышения квалификации по производству полимерной продукции.

    Николай Сиротинкин: Без контакта с реальными предприятиями подготовить технического специалиста невозможно. Увы, осознают это пока не все промышленные предприятия. Некоторые стараются сделать практику формализованной, когда студент на заводе по факту никому не нужен. Есть тут и объективная причина - предприятия живут в конкурентной среде и стараются не допустить утечки закрытых данных. В то же время есть и такие компании, которые жалуются на нехватку кадров, но никак не участвуют в подготовке студентов.

    Учебные заведения и предприятия должны работать в связке. Сейчас все больше внимания уделяется работе выпускников по специальности. Особенно это касается технических специалистов. Соответственно, в очередной раз всплыл вопрос о квалификационных справочниках. Для ряда профессий набор необходимых компетенций только разрабатывается. Естественно, что предприятия должны принимать участие в их создании, ведь только работодатели знают, какие сотрудники им нужны. В то же время вузы работают в рамках уже имеющихся образовательных стандартов. И только совместными усилиями мы сможем прийти к единообразию и учить студентов именно тому, что им реально пригодится в их будущей работе.

    По вечным принципам

    Николай Правдин: Сейчас модно апеллировать суждением, что весь объем знаний человечества удваивается раз в пять лет. И действительно, гаджеты сменяют друг друга чуть ли не раз в полгода. Это характерная особенность шестого технологического уклада. При этом нужно понимать, что бурное развитие получили нанотехнологии, телекоммуникации и так далее, а основные принципы в добыче минерального сырья остались теми же. Например, технология создания кальцинированной соды была разработана еще полтора века назад и до сих пор успешно применяется. Да, меняется оборудование, возрастает доля автоматизации, но сам принцип превращения вещества неизменен.

    Николай Марцулевич: В промышленности главный тренд сейчас - экологичность. Сокращается количество выбросов, увеличивается глубина переработки сырья. Здесь жизненный цикл технологий длится не год, не два, а десятки лет. Знания, которые студенты получают в институтских стенах, не устаревают. Естественно, на предприятиях происходит модернизация оборудования, в ней, кстати, активно участвуют наши выпускники, полученных знаний им вполне хватает для успешной работы. Конечно, нельзя научить студента всему, это вам любой преподаватель скажет. Мы учим наших ребят учиться, и это им здорово помогает в жизни.

    Николай Сиротинкин: Технологический институт отличает сильная научная школа, она ведет свое начало еще с Менделеева. В числе наших выпускников один из основателей современного телевидения Владимир Зворыкин. Сергей Проскудин-Горский - изобретатель цветной фотографии, также окончил Техноложку. Наши выпускники изобрели дибазол, синтетический каучук, ракетное топливо. Сейчас в институте создана лаборатория, в которой ведутся работы по синтезу субстанции, блокирующей развитие раковых опухолей. Вклад Техноложки как в развитие отечественной науки, так и в жизнь граждан крайне велик.

    Андрей Мазур: В наступающем году перед российской промышленностью поставлено много задач. И я надеюсь, что предприятия смогут справиться со всеми вызовами. В свою очередь Технологический институт делает все, чтобы подготовить для заводов страны именно тех специалистов, которые могут решать даже самые сложные задачи.

     

    На правах рекламы

    Поделиться