25.12.2014 07:45
    Поделиться

    Глава Нижнего Тагила рассказал, как выстоять в кризис

    Нижний Тагил сохранит темпы развития, несмотря на сложные экономические условия
    Нижний Тагил идет впереди многих муниципалитетов в реализации эффективных механизмов комплексного развития территорий. В частности, контрактов жизненного цикла и концессионных соглашений, которые помогают привлечь в город инвестиции. О стратегии развития крупного промышленного города рассказывает глава Нижнего Тагила Сергей Носов.

    Сергей Константинович, самый обсуждаемый, пожалуй, вопрос уходящего года - реформа местного самоуправления. Предлагается в целях более эффективного управления муниципалитетами создать в крупных городах районные структуры - со своими думами, администрациями, бюджетами. Это, дескать, поможет приблизить власть к народу и более оперативно решать хозяйственные проблемы. Известно, что вы категорически против такой схемы. На чем основана ваша позиция?

    Сергей Носов: Эксперименты с сомнительным результатом, последствием которых может стать полная потеря управляемости, - большая ошибка. Приблизить власть к народу и сегодня ничто не мешает - было бы желание власти. Это происходит через живое общение - встречи с жителями районов, личные приемы граждан, через официальный сайт города и другие электронные площадки. Обычно мы призываем людей идти на выборы главы города, губернатора, президента, проявить активную гражданскую позицию. А тут, наоборот, хотим заменить конституционное право граждан избирать и быть избранными назначением чиновника сверху. И второй момент: не стоит в муниципалитете размывать, дробить исполнительную власть, которая как раз-таки ближе всего к жителям, поскольку она оперативней в действии. Напротив, ее надо персонифицировать, а это можно сделать только через прямые выборы. Поэтому я считаю, что в нынешних условиях предлагаемая реформа МСУ контрпродуктивна, такие эксперименты чреваты далеко идущими экономическими и политическими последствиями.

    Сегодняшняя экономическая ситуация выгодна таким городам, как Нижний Тагил, в которых работают предприятия-экспортеры, реализующие продукцию за валюту?

    Сергей Носов: Экспортеры находятся в хороших условиях, хотя и не все. Например, Нижнетагильский металлургический комбинат и предприятия УГМК даже увеличили налоговые отчисления в полтора раза. А вот Уралвагонзавод попал под экономические санкции, ему приходится трудно. Он начал техническое перевооружение, потратил деньги на импортные станки - а поставка их заморожена. Серьезные проблемы возникнут у предприятий, не работающих на экспорт: ситуация в банковской сфере осложнилась, а с задержками финансирования трудно двигаться вперед, например, в строительстве. Может остановиться целая отрасль, а это десятки тысяч работников, и надо понимать, к чему это может привести. То же самое в промышленности.

    К возможным проблемам надо готовиться заранее. В такой обстановке очень важно сохранить доверие между поставщиками и потребителями. На НТМК мы это проходили в 90-е годы: порой в долг отгружали продукцию потребителям, у которых не было оборотных средств, но понимали, что, если потеряем рынок сбыта, случится катастрофа. Так же рассуждали и наши поставщики, и вместе мы вышли из кризиса. Эти моменты надо учитывать и сейчас.

    Нижний Тагил взял мощный разбег в реализации комплексного плана развития города. Но результатов можно добиваться либо благодаря чему-то, либо вопреки. Чего больше в сегодняшней деятельности горадминистрации?

    Сергей Носов: К сожалению, без сопротивления не обходится. Если бы убрать все "вопреки", мы двигались бы гораздо быстрее и выполняли на местах все задачи, которые ставит президент. Я убежден: скорость движения определяет успех. Например, провели конкурс на лизинговые услуги по закупке трамваев. Опоздай мы на один день, когда изменилась ключевая ставка ЦБ, и кредитный комитет банка не дал бы согласия на заключение такого контракта, следовательно, неизвестно, когда бы эти 20 новых трамваев появились на городских улицах. Но мы успели - и к Новому году они уже будут перевозить пассажиров. Или вот сейчас занимаемся концессией на строительство полигона твердых бытовых отходов. Стартовая стоимость проекта - 1,02 миллиарда рублей, кроме полигона он включает строительство мусоросортировочного комплекса, четырех мусороперегрузочных станций и более 500 контейнерных площадок. Инвестор должен создать инфраструктуру и обслуживать ее в течение 25 лет, - это будет современная площадка, соответствующая всем санитарным нормам.
    Но вот пришла жалоба на возможное нарушение требований, и пока идет ее рассмотрение, время упущено: теперь мы приступим к делу не в декабре, а в феврале следующего года. Между тем ситуация меняется стремительно, и то, что можно сегодня, нельзя будет сделать завтра - по крайней мере, за те же деньги.

    Что администрация Нижнего Тагила записала бы себе в актив в этом году?

    Сергей Носов: Внедрение контракта жизненного цикла. В рамках проекта "Светлый город" по модернизации системы освещения Нижнего Тагила мы заключили такой контракт с холдингом "Швабе". Он инвестирует более 9 миллиардов рублей и в течение 28 лет станет обслуживать систему городского освещения. Контракт рассчитан на три этапа: проектирование, строительство сети наружного освещения и ее техническое обслуживание. Уже к 2017 году модернизация даст городу 21 тысячу новых светоточек, 10,5 тысячи опор, 700 километров сетей. Интересно отметить, что провода линии электроосвещения будут спрятаны под землю. Важно, что проект осуществляется с помощью Уральского оптико-механического завода, контракт заключен в рублях, следовательно, колебание курсов валют не скажется на реализации программы.

    Записал бы в актив и реализацию программы "Безопасный город", которую, как и проект "Светлый город", мы запустили благодаря поддержке президента РФ в 2013 году. За два года удалось добиться серьезных результатов, благодаря чему Нижний Тагил выбран в качестве площадки для реализации общероссийского пилотного проекта. Работу, проводимую нами по развитию этого аппаратно-программного комплекса, высоко оценил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин. Мы готовы продемонстрировать новые возможности "Безопасного города" в сентябре 2015 года на выставке вооружения. Он эту идею поддержал.

    Что касается результатов, то "Безопасный город" позволил на 27 процентов снизить количество ДТП на территории города, благодаря видеонаблюдению даже удалось задержать фальшивомонетчиков и банду угонщиков автомобилей. Обслуживание системы "Безопасный город" мы планируем отдать на аутсорсинг, провели переговоры с рядом крупных холдингов.

    А работу с инвесторами вы столь высоко не оцениваете?

    Сергей Носов: Ну почему же? Мы с каждым инвестором обращаемся так, словно он для нас - номер один. Смысл такой: если человек это ощутит, обязательно расскажет другим. Кроме того, считаю, что для инвесторов немаловажным фактором также является скорость, с которой мы реализуем проекты. Если дорогу у нас строят не 17 месяцев, а в четыре раза быстрее и с хорошим качеством, а спортивно-оздоровительный комплекс возводят не за 3,5 года, а за 10 месяцев - это для инвестора тоже информация к размышлению. Как и то, что глава города лично занимается объектами, понимает проблематику и умеет воздействовать на ситуацию. Мы ведь сами работали с банками, просили их помогать подрядчикам, когда не было денег в бюджете или возникал кассовый разрыв, - только чтобы стройка не останавливалась. Наверное, это тоже известно инвесторам, поэтому они идут в Нижний Тагил.

    Не скрою, у нас серьезный провал в доходной части бюджета: 300 миллионов рублей мы потеряли, потому что произошло снижение кадастровой стоимости земли - в некоторых случаях в 70 раз. Были и другие факторы, которые сильно повлияли на доходы муниципального образования. Но при этом мы делаем все, что запланировали: открываем, запускаем, строим.

    Что построено в Нижнем Тагиле в этом году?

    Сергей Носов: Мы ввели 100 тысяч квадратных метров жилья. Говорят, это рекорд за последние 20 лет. Но для рекорда надо было создать условия. Признаюсь, я так "жучил" строителей, что самому жалко было. Зато какие они сдали бюджетные дома на улице Алтайской - с таким качеством даже коммерческое жилье не строится! Заметьте, подрядчики, зная, что к ним предъявят очень высокие требования, соглашаются работать: им самим интересно сделать качественно и в срок. Это стремление надо поддерживать, создавать условия.

    Отремонтировали, опять же впервые за многие годы, городские дороги. Особенно мне нравится улица Индустриальная. Тагильчане знают, что это была за дорога. Нам предлагали вести работу по частям, но такой ремонт мог бы стать бесконечным, поэтому решили сделать дорогу полностью. Очень хорошие результаты показал "Тагилдорстрой", а больше всего обрадовало, что дорожники увеличили объемы работ за счет экономии горючего.

    Построили новые детские сады с современным технологическим оборудованием, даже с лифтами. В 2015-м планируем сдать еще три и закрыть таким образом проблему устройства детей от трех до семи лет.

    И еще один результат, который я занес бы в актив, но не свой, а всех тагильчан. Когда мы привели в порядок сквер возле горно-металлургического колледжа (оборудовали площадки для скейтборда и воркаута, детскую и спортивную многопрофильные площадки), встал вопрос, кто это будет содержать. Мы уже готовы были взять все на баланс города, но тут руководство колледжа говорит: "Мы понимаем, что городу сейчас трудно, давайте мы возьмем шефство над этой территорией". Такое отношение дорогого стоит. Или такая народная инициатива: когда отремонтировали дороги, горожане сами засадили придорожные газоны цветами. Вот это - самое ценное. Жители понимают: для них сделано и это надо беречь.

    Может быть, из таких простых вещей и вырастает чувство, называемое патриотизмом?

    Сергей Носов: Несомненно. Когда я хочу сохранить сквер, прилагаю к этому усилия, я отдаю частицу себя тому, что мне дорого, моей малой родине. А каждый успех моего города рождает чувство сопричастности - и это повод для гордости. А если говорить об экономике, патриотизм оборачивается ответственным отношением к работе, ростом предприятия, расцветом города, региона и страны. Такую косвенную выгоду трудно просчитать, но эта цепочка явственно просматривается.

    Поделиться