25.12.2014 09:20
    Поделиться

    Четвертые "Елки" вышли в российский прокат

    Как Новый год - так у нас "Елки". Самое кассовое кино, которое "печется" к празднику и разлетается, как горячие пирожки.

    Вот и к наступающему 2015-му году только ленивый зритель не знал, что фильм, который, как курочка золотые яйца, несет в прокате большую выгоду и прибыль, готовится сразу в двух продолжениях. Один фильм - "Елки лохматые" - развитие новеллы про собак из третьей части "Елок" (хотя и там рассказ про друзей человека перебивает по теме и воздействию на зрителя все остальное). И второй - "Елки 1914", который переносит зрителя на сто лет назад - действие происходит в начале прошлого века 24 декабря по старому стилю.

    Какой фильм будет выпущен первым, долго гадать не пришлось: "Елки лохматые" уступили место - "Елкам 1914" (в прокате с 25 декабря). Показ этого фильма, идея которого навеяна старыми открытками, - так говорили авторы, даже на премьере решили начать ровно в 19 часов 14 минут. Но, поскольку только членов съемочной группы, их родственников и друзей пришло более полутысячи человек, в это время, конечно же, картину запустить не удалось. Фильм, призванный стать главным российским новогодним хитом, долго пришлось представлять…Тем более, что кинотеатр "Октябрь", где фильм шел во всех (!) залах одновременно, посетили высокие гости - министр культуры Владимир Мединский, глава Фонда кино Антон Малышев, известные артисты и режиссеры…

    Несмотря на вложенные большие деньги и людские ресурсы (для съемок финальной сцены сцены "Елок 1914" устроили настоящий флешмоб, в котором приняли участие больше людей, чем в батальных сценах для иного кинополотна), фильм не смотрится дорого. Скорее, даже бедно: "Чем небогаты, тем и рады" - эти слова вполне можно было бы сделать слоганом к картине.

    Начнем с того, что ну никак этот фильм не "ложится" на 1914 год. Условность, заданная комедийным жанром, служит спасательным кругом для создателей. Значит, можно и не стараться. Органично в 1914-м смотрятся дети и животные. И буквально несколько артистов: Ильдар Абдразаков в роли Шаляпина, Виктор Вержбицкий в роли барина, Владимир Гостюхин в роли полицейского и еще представители старой школы Альберт Филозов, Эммануил Виторган, Александра Назарова, Елена Плаксина, Ирина Архипова и другие. Непрофессионализм остальных артистов выдают в первую очередь речь и говор. Не думаю, что не хватило денег у генерального продюсера Бекмамбетова на педагога по сценической речи.

    Например, герой Сергея Светлакова - барин, между прочим, говорит герою Альберта Филозова, в чей чемодан неожиданно попал женский корсет: "Об этом вы могли бы утаить". А надо бы: "Это вы могли бы утаить". Тут же хочется спросить авторов: "А Станиславского вы в 1914-м году не встречали, случайно?".

    "Не верю!" - хочется воскликнуть с первой же новеллы, когда в танце под елкой встречаются он и она - будущий авиатор и хирург ("режет сердца" - она). Актера Александра Паля, который так хорош в фильме "Горько!", для роли образованного представителя интеллигенции начала прошлого века следовало бы "разговорить" и "растанцевать" - как минимум, нанять ему нормального учителя танцев.

    Основным стержнем "Елок 1914" - сюжетной линией - является ситуация вокруг отмены Думой рождественских елок во времена войны. Девушка-хирург считает это правильным. А летчик - нет. Он кидается собирать петиции со всей страны, чтобы елки все же состоялись. Особенно та, где он должен снова пригласить на танец любимую. Несмотря на то, что встречаются они через год в том же красивом зале, где танцевали, только теперь там оборудован военный госпиталь. Он - ранен, а она его лечит. Почему раненный боец - то на костылях, а то прыгает, как молодой олень, на своих двоих, оставим на совести актеров. Но на совести сценаристов - довольно натянутые переходы от одной новеллы к другой, и кажется, что в преддверии Нового года они действительно ходили с топорами, чтобы срубить... Простите, чтобы топорно делать то, что в мире интернета называется "кросспостами", - отсылы к прошлым "Елкам". Так в фильме появляется уже любимый пес, который был главным героем третьих "Елок", и будет еще - в "Елках лохматых". Молодой авиатор, стремясь доставить петиции любимой, управляет самолетом ночью и не может сесть, не видя посадочной полосы. Тут вспоминается новелла "Самолет" из вторых "Елок", где рассказывается о том, как пожилой военком держал много лет наготове взлетную полосу, и она все же пригодилась для экстренной посадки лайнера и спасения жизни людей. Только в новом фильме посадка снята так схематично, что зритель даже не успевает начать волноваться за авиатора.

    "Схематично" - вот то слово, которое наиболее точно определит фильм "Елки 1914". Все - как схема, как набросок, и мало что действительно проработано тщательно. При том, что снимала новеллы плеяда выдающихся режиссеров: Тимур Бекмамбетов, хорошо знакомая по предыдущим "Елкам" Ольга Харина, Юрий Быков, Дмитрий Киселев, Александр Котт, Александр Карпиловский. Екатерина Телегина, Андрей Кавун, Заур Засеев.

    После премьеры обозреватель "РГ" поинтересовалась у Сергея Светлакова, пришлось ли им с Иваном Ургантом и в этот раз, как уже случалось, переделывать свою новеллу. К слову, она, как обычно, - фильмообразующая. Сергей ответил, что не в такой мере, как в прошлом фильме, но через "свой фильтр" они сценарий все же пропустили. Эту новеллу можно условно назвать "Украденное Рождество", и она получилась очень симпатичной, если только учесть, что в Анапе на Новый год все же холоднее, чем показано на экране. Видимо, авторы учли фактор глобального потепления.

    Странно, почему в этом фильме, где есть Владимир Маяковский (в новелле, где играют Владимир Гостюхин, Артур Смольянинов и Екатерина Шпица), нет Лили Брик. А то так и напрашивается шутка про актрису Евгению Брик - она исполняет в фильме роль злобной невесты героя Ивана Урганта, девиз которой: "Если сегодня пожалеть слабых, завтра сам попадешь в их ряды". А могла бы изобразить и свою однофамилицу.

    Однако, парадокс "Елок 1914" в том, что все равно фильм понравится широкой публике, и снова он принесет хорошую кассу. Потому что все "ингредиенты" кино подобраны правильно: узнаваемая франшиза, любимые артисты (помимо названных, Константин Хабенский, Мария Порошина, Дато Бахтадзе, Ян Цапник, Артем Быстров и другие), чудесные дети - только одна их игра способна растрогать даже камень. Опять же - животные. Мишка, например, - главный герой рассказа Николай Лескова "Зверь", по которому снята одна из новелл. Когда этот медведь танцевал, во всех залах кинотеатра, где шла премьера, аплодировали. Фильм пробуждает у зрителя, уже разогретого новогодним настроением, все нужные эмоции, убеждает, что люди - они все-таки хорошие, и что, вопреки современному расхожему выражению, добро, а не "бабло" побеждает зло. И человек выходит из зала в прекрасном расположении духа.

    Если сравнивать фильм "Елки 1914" с новогодним столом, - это как купить для застолья качественные продукты, и, что бы из них в итоге не было приготовлено, пусть даже неудачно, все равно вкус многих из них будет говорить сам за себя. На это не в первый раз сделали ставку авторы "Елок", и это не в последний раз помогает им завоевать прокат. Так что, как поется в известной песне из фильма "Чародеи", "Елки… все бегут, бегут, бегут…".

    Поделиться