23.12.2014 22:00
    Поделиться

    В Москве открылся новый концертный зал Филармония-2

    В музыкальной Москве случилось экстраординарное событие - Московская филармония открыла концертный зал Филармония-2, расположенный в отдаленной от центра Олимпийской деревне на юго-западе Москвы.

    Для столичных меломанов это событие - абсолютный сюрприз, поскольку Филармония-2 появилась без всякого шума, громких анонсов, скандалов, обычных для российских культурных строек. Между тем потребность в таком зале назрела давно: и для самой Филармонии, работающей в режиме концертного конвейера и являющейся одной из крупнейших музыкальных институций мира, и для публики мегаполиса, не всегда имеющей возможность добираться с окраин до центральных концертных залов. Именно поэтому зал на 1000 мест создан в отдаленном от центра районе, где в стремительно разрастающихся гигантских новостройках живут десятки тысяч людей. И не удивляет факт, что весной, когда зал еще только существовал в проекте, на концерты будущей Филармонии-2 были уже раскуплены 22 абонемента, а в начавшемся сезоне новый зал, не дождавшись своего официального открытия, заработал в тестовом режиме по абонементам.

    И, хотя в здании, которое принадлежало прежде Музыкальному театру под руководством Владимира Назарова, присоединенному по решению минкультуры к филармонии, все еще продолжаются строительные работы, тут и там мелькают в верхнем фойе рабочие робы и каски, зрительская часть Филармонии-2 уже сверкает электрическим светом, "выливающимся" на улицу через гигантскую витрину стеклянного фасада. Чем-то здание напоминает снаружи Мариинский театр-2 с его знаменитой стеклянной стеной. И так же, как в Петербурге, сквозь такую витрину можно будет обозревать вечернюю жизнь московской Филармонии-2, а пока - рабочих, которые наводят последние штрихи, накатывая валиком на стены нотные автографы композиторов: Чайковского, Бетховена, Баха и др. В просторных зрительских фойе устроено несколько кафе, в одном из которых можно будет проводить время и вне концертных мероприятий. Здесь же, в обновленном светлом фойе, сохранившим от прежнего декора 70-х советских годов только огромную настенную мозаику с сюжетами достижений и дружбы людей, расположены кассы и стойки с рекламной продукцией Филармонии.

    Но святая святых - сам концертный зал, который не может не поразить элегантной красотой, комфортом и какой-то светящейся "солнечной" атмосферой. Просторные объемы сцены и зала, обшитого светлыми кленовыми панелями, широкие удобные кресла, поднимающиеся амфитеатром к балконам, мягко огибающим зал, сложный потолок с подвижными пластинами и вмонтированными лампами. Как рассказал директор филармонии Алексей Шалашов, изначальным условием было сделать дизайн, одновременно решающий акустические задачи и создающий атмосферу. В итоге зал обшили шведскими панелями, выполненными из редкой разновидности клена. Тонировали в нужный тон, поскольку в природе такого солнечного цвета древесины не существует. Зато теперь есть ощущение, что зал изнутри "светится".

    На сцене смонтировали акустическую раковину-трансформер, которую заказывали в Америке. Раковина демонтируется за два часа, чтобы на сцене можно было представить спектакль. Зал - театрально-концертный, поэтому здесь предусмотрены и кулисы, и верхний театральный свет, и занавес. Но главное в Филармонии-2 - это акустика, разработанная по проекту немецкой фирмы "Мюллер-ББМ", делавшей, кстати, и акустику Большого театра. Как рассказал Алексей Шалашов, зал в его прежнем виде не был приспособлен к акустике: низкий потолок, широкие стены, малая глубина сцены. "Мюллер-ББМ" предложили изменить эту геометрию: открыть потолок, заузить зал с помощью балконов и выстроить линии балконов так, чтобы добиться максимальных отражений звука. Все эти работы были выполнены, причем в нереально быстрые сроки, приводившие иностранных партнеров в шок. Но результат обрадует музыкантов: акустика получилась прозрачная, легкая, открывающая каждый звук. Пианист Борис Березовский, выступивший на сцене Филармонии-2 с сольной программой, резюмировал свои ощущения: это уникальный, выдающийся зал, не похожий ни на один зал в мире, с потрясающей акустикой.

    Как считает Алексей Шалашов: "Сегодня все прекрасно понимают, что Москва - это город, где на окраинах должны происходить такие же художественные события, как и в центре. Поэтому сегодня Борис Березовский выступает в зале Чайковского, а завтра он играет здесь".

    Именно по такому принципу и будет строиться афиша Филармонии-2, где уже значатся имена Бориса Березовского, Дениса Мацуева, Элисо Вирсаладзе, Госоркестр им. Е.Ф. Светланова, Симфонический оркестр Московской филармонии и др. А в феврале здесь стартует новый театральный проект Московской филармонии: после премьеры на сцене Зала Чайковского 5 февраля в Филармонии-2 покажут оперу Антона Рубинштейна "Демон" в постановке Дмитрия Бертмана с участием Дмитрия Хворостовского.

    Алексей Шалашов:

    - Все прекрасное появляется благодаря большому прекрасному авантюризму. Нужны просто хорошие человеческие ресурсы. Мы смогли все это сделать, потому что сумели создать такую команду профессиональных людей, которые работают, не считаясь ни с чем.

    Поделиться