23.12.2014 00:45
    Поделиться

    Как отразить праздничные затраты в расходах по налогу на прибыль

    Как отразить новогодние расходы в целях налогообложения прибыли
    Перед Новым годом организации стараются устроить для своих сотрудников праздник даже в кризисных условиях. При этом любая компания должна действовать в рамках правового поля, оценивая возможные налоговые риски и прогнозируя результаты принятых решений. Общее правило - праздничные затраты не могут быть учтены в расходах по налогу на прибыль. Но из этого правила есть некоторые исключения, говорят эксперты.

    "В преддверии Нового года многие компании организуют праздничные корпоративы, украшают офисы новогодними игрушками и елками. Позиция проверяющих за последний год по вопросу учета этих расходов практически не изменилась. Расходы на корпоратив и покупку праздничных украшений по-прежнему чрезвычайно сложно признать экономически обоснованными. Поэтому их целесообразно не учитывать в целях налогообложения прибыли (единого налога при УСН). Также остается спорным вопрос и о возможности принятия к вычету входного НДС по непроизводственным расходам, которые не относятся к облагаемым НДС операциям. Если на корпоративе работникам предлагаются какие-то продукты питания, напитки, товары и услуги, то облагать НДС такую передачу, а также удерживать НДФЛ нужно только в том случае, если есть возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду конкретного работника. При этом если организация персонифицирует передачу и начислит НДС (удержит НДФЛ), можно будет принять к вычету и входной налог. А вот страховые взносы на стоимость корпоративного праздника, организованного для работников, начислять не нужно", - рассказала Анастасия Моргунова, директор по продукту интернет-бухгалтерии "Моё дело".

    Другие эксперты также подтверждают, что расходы на проведение корпоративных и праздничных мероприятий всегда были в "зоне риска" в целях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль. "Прямых норм НК РФ по этому вопросу не предусмотрено. Налогоплательщик практически ходит по лезвию бритвы, так как от формата проведенного мероприятия будет зависеть возможность включить данные затраты в расходы, тем самым уменьшая налоговую базу по налогу на прибыль. Часто налогоплательщики пытаются включить этот вид расходов в расходы на рекламу, что крайне рискованно, т.к. доказать, что мероприятие направлено на получение дохода, крайне сложно. Аналогичным образом проведение юбилейной конференции также невозможно включить в расходы, так как нет оснований включить в представительские расходы (цель - не поддержание сотрудничества с партнерами, а празднование юбилея).

    Однако доказать представительский характер расходов возможно. Как вариант, это зафиксировать факт приглашения на мероприятие партнеров и клиентов компании. Позиция минфина в таком случае неизменна (письмо от 11 сентября 2006 г. N 03-03-04/2/206). Согласно статье 252 НК РФ уменьшить налоговую базу в целях налога на прибыль возможно только на экономически оправданные расходы, т.е. затраты, которые направлены на извлечение доходов, а подобные расходы (на корпоративы и пр.) не соответствуют требованиям этой статьи. Еще одно требование - грамотное оформление входящих первичных документов (они должны соответствовать характеру затрат и требованиям статьи 252 НК РФ)", - пояснил Владимир Валентюк, руководитель департамента оценки и финансов группы компаний vvCube.

    Теперь о новогодних премиях. "Все премии, связанные с производственными результатами, могут быть учтены в расходах на оплату труда по ст. 255 НК РФ - при условии, что они предусмотрены трудовым договором или локальным нормативным актом организации. Совсем другое дело - новогодние премии. Мнение контролирующих органов бескомпромиссно: такого рода затраты не связаны с производственными результатами работников и потому не являются обоснованными затратами и, как следствие, не отвечают требованиям ст. 252 НК РФ (письма минфина от 24 апреля N 03-03-06/1/14283 и от 15 марта 2013 г. N 03-03-10/7999)", - пояснила Наталья Горбова, эксперт СКБ Контур.

    Однако арбитражная практика не так однозначна. Часто суды поддерживают налогоплательщиков, указывая, что премии к празднику могут быть учтены в расходах, если удовлетворяют ряду требований. Во-первых, предусмотрены трудовым или коллективным договором либо иным локальным нормативным актом организации. Во-вторых, выплаты носят стимулирующий и поощрительный характер и, что очень важно, содержат условия для лишения работников премии в случае нарушения трудовой дисциплины, невыполнения или выполнения со значительным нарушением срока производственных планов. В-третьих, сумма начислений напрямую зависит от стажа работы и размера среднемесячного заработка работника.

    "Кроме того, не лишним будет обосновать необходимость такого рода премиальных выплат снижением текучести кадров, качественным улучшением профессиональных навыков сотрудников и пр. Все это позволит накопить убедительную доказательную базу, что премии носят стимулирующий характер и экономически оправданны. Такие выводы, например, содержатся в постановлениях ФАС Уральского округа от 5 сентября 2011 г. N Ф09-5411/11, ФАС Московского округа от 24 февраля 2010 г. N КА-А40/702-10, ФАС Московского округа от 17 июня 2009 г. N КА-А40/4234-09 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 23 октября 2009 г. NВАС-13115/09)", - пояснила Наталья Горбова.

    "Риски по включению "новогодних" премий в расходы по налогу на прибыль есть. Налоговые органы, скорее всего, будут отмечать нарушения, снимать эти затраты из расходов и доначислять сумму налога. Поэтому важно, какая формулировка будет заложена в приказ о выплате премий. Можно порекомендовать не указывать, что выплаты приурочены к празднику, а обосновать поощрение высокими производственными показателями. Но, как всегда, важно сопоставить цену вопроса и уровень риска", - делает вывод Наталья Горбова.

    Еще одна статья новогодних расходов - приобретение украшений для офиса. "Доказать экономическую обоснованность затрат на новогоднее украшение офиса очень сложно. Иной случай - праздничное украшение витрин, торговых и демонстрационных залов. Их украшение направлено (и способствует) на привлечение большего количества покупателей и клиентов. Такие затраты можно учесть в качестве рекламных расходов в полном размере на основании п. 4 ст. 264 НК РФ. Кроме того, местные органы самоуправления своими нормативными актами обязывают украшать витрины магазинов, прилегающие территории в канун Нового года. В этой ситуации затраты также можно учесть, но уже в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, постановление ФАС Московского округа от 25 ноября 2009 г. N КА-А40/12070-09)", - рекомендует Наталья Горбова.

    Поделиться