18.12.2014 04:38
    Поделиться

    В Якутске просчеты местных властей привели к переполненности школ

    Из-за просчетов местных властей в школах Якутска впору вводить трехсменку
    При существующих темпах ввода новых зданий школы Якутска не смогут к 1 сентября 2016 года перейти на работу в одну смену, как того требуют нормативы министерства образования РФ.

    На посвященных этой проблеме парламентских слушаниях в Государственном собрании Якутии были приведены удручающие цифры. Действующие в городе учреждения общего образования рассчитаны на 23 тысячи детей, на деле же в них обучаются более 36 тысяч. Почти во всех школах (за исключением трех) обучение ведется в две смены, при этом во многих классах сидят от 30 до 42 учеников.

    - В следующем учебном году ситуация будет еще хуже, - рассказала корреспонденту "РГ" директор школы № 5, депутат городской думы Антонина Кычкина, инициировавшая слушания. - Прибавятся как минимум 2150 учеников. А на стадии строительства только два школьных здания общей вместимостью 635 мест. В более отдаленное будущее даже заглядывать страшно.

    Антонина Анатольевна знает, о чем говорит. В школе, которой она руководит, детей учится в три с половиной раза больше, чем способно вместить здание по нормативам.

    Учитывая остроту ситуации, недавно глава региона Егор Борисов распорядился построить в Якутске к 2019 году семь школьных зданий. Пока инвесторов нашли лишь для пяти. Суммарная емкость их будет вроде бы приличной - 2,2 тысячи мест. Но фактически добавятся лишь 440 парт. Потому что четыре школы будут построены взамен действующих - старых, аварийных.

    Участники слушаний пришли к выводу: чтобы к 2017-му обеспечить хотя бы двухсменную работу при нормальной наполняемости классов (по 25 человек), потребуются десять новых школ. А чтобы перейти на работу в одну смену, их нужно в два раза больше.

    Уже после обсуждения выяснилось, что депутатам были представлены завышенные данные о паспортной вместимости многих школ. То есть ситуация еще хуже.

    Детям часто приходится ездить на занятия из одного конца города в другой

    - Сложившееся положение дел - это катастрофа. Если мы будем ориентироваться только на строительство, мы никогда не решим проблему, - заявил "РГ" депутат парламента республики Виктор Федоров. - Надо внимательно отслеживать все объявления о продаже крупной недвижимости. И если выставленные на реализацию помещения подходят по цене и вместимости, выкупать и переделывать под школы.

    Надо отметить, мэрия уже пошла таким путем. Как сообщила заместитель главы Якутска по социальным вопросам Евдокия Евсикова, администрация города приобретает заброшенное здание филиала Российского университета дружбы народов. Оно будет перестроено под гимназию. Городские власти присматриваются с этой целью даже к зданию католической церкви, которое владельцы готовят к продаже.

    - Кроме того, уверен, что в городе есть подходящие помещения, которые принадлежат государственным структурам, а закон позволяет передавать такие объекты муниципалитетам бесплатно, - отмечает Виктор Федоров. - Недавно я запросил в региональном министерстве имущественных отношений соответствующие данные - оказывается, у нас подобной недвижимости почти на 50 миллиардов рублей! Незаслуженно забыта и такая возможность увеличить число классов, как государственно-частное партнерство. Причем строить с участием бизнеса желательно небольшие школы, чтобы при необходимости их можно было переоборудовать под детские сады, с которыми у нас тоже проблемы. А главное, надо научиться прогнозировать демографические волны и реагировать на них, иначе мы так и будем плестись за ситуацией.

    Демографический бум в Якутске местные власти прозевали. За последние десять лет население города увеличилось на 20 процентов и достигло 310 тысяч человек. Для новых горожан возводили целые кварталы многоэтажек, строили магазины, создавали индустрию развлечений - увеселительных заведений здесь сейчас так много, что они находятся в шаговой доступности от любого дома. А вот детям часто приходится ездить на занятия из одного конца города в другой. Потому что школ за это время было введено всего три.

    Если исходить не из разговоров на совещаниях, а из конкретных дел, политика в отношении учреждений образования не меняется. К примеру, на окраине города, где не надо сносить ни одного дома, приступили к застройке 203-го микрорайона. В этом жилом массиве проектом предусмотрена только одна школа на 550 мест. Правда, после парламентских слушаний заговорили о том, что надо увеличить это число до 750. Но спасет ли такое решение ситуацию? По соседству, в таком же микрорайоне школа, рассчитанная на 850 учеников, забита под завязку и работает в две смены. Получается, что детей будущих новоселов заранее обрекают на двухсменку.

    Поделиться