15.12.2014 01:56
    Поделиться

    Российский премьер дал неутешительный прогноз украинской экономике

    Украине предстоит пережить дефолт и социально-экономический коллапс - такой неутешительный прогноз премьер-министр Дмитрий Медведев дает в статье, которую сегодня публикует "Независимая газета".

    Угроза дефолта и социально-экономического коллапса Украины - вовсе не выдумки "кремлевских" политтехнологов, отмечает глава правительства. Сейчас над экономикой этой страны висит проблема внешнего долга, который в конце текущего года превысит объем ВВП, и непонятно, как его платить. "Видимо, нашим соседям предстоит пережить "вторые девяностые"", - предполагает Медведев.

    Одна из многочисленных нерешенных проблем для Украины - транзит российского газа. По словам руководителя кабмина, этот вопрос урегулирован лишь на время. Уже до конца года Украина должна погасить 3,1 миллиарда долларов из озвученных "Газпромом" 5,3 миллиарда долларов долга. Кроме того, ей предстоит закупать дополнительные объемы газа на зиму. "Проблема газового транзита через Украину - надо признать, проблема, возникшая далеко не сегодня, - никуда не исчезла из повестки дня ", - признает премьер.

    Несмотря на столь бедственное положение Украины, ЕС и США не горят желанием выделять деньги Киеву даже на неотложные нужды, а экономика Европы сама с трудом выбирается из кризиса. По мнению Медведева, в самом крайнем случае Европа может выделить Украине кредит на покрытие долга, грозящего дефолтом, но она не будет помогать Киеву так же, как помогала Греции, Испании и Ирландии в кризис 2008 года. Даже тогда не все "европейские братья" были готовы отдать деньги своих налогоплательщиков как помощь другой стране, хотя речь шла о членах ЕС. А теперь речь и вовсе идет о стране, которую никто в Евросоюз принимать не собирается, пишет премьер-министр.

    В целом же, Дмитрий Медведев убежден, что экономическое сотрудничество Брюсселя и Киева напоминает неоколониализм: Украина нужна Евросоюзу, в первую очередь, как источник сырья и рынок сбыта, а не равноправный партнер. По мнению премьера, значительная часть украинских предприятий на своем же рынке не выдержит конкуренции с европейскими товарами, которые хлынут при введении режима свободной торговли, поскольку по условиям соглашения Украина почти полностью отменит импортные пошлины.

    "А что в этом случае произойдет с украинскими производителями - этого никто, похоже, не просчитывал. Никто не может сказать, какие перспективы, в свою очередь, откроются взамен перед украинскими предприятиями на высококонкурентном европейском рынке", - поясняет премьер. Сумма преференций, которые предоставят Украине европейцы, оценивалась на уровне 400 миллионов евро в год, но вряд ли, по мнению Медведева, это могло бы компенсировать даже несколько процентов будущих потерь.

    Если же говорить об аграрном секторе Украины, на долю которого приходится 17 процентов ВВП и 27 процентов национального экспорта, то его перспективы тоже не самые радужные. Украинские аграрии оказываются в заведомо проигрышном положении, в том числе из-за дотаций, которые выделяются европейским фермерам. Кроме того, украинский экспорт сельхозпродукции в ЕС будет квотирован, а остальные поставки станут облагаться пошлинами, что удорожает их. Отдельных усилий и затрат потребует переход на европейские техстандарты и нормы, по которым через несколько лет должны будут работать промышленность и сельское хозяйство Украины. "Возможно, оценки затрат на эти преобразования, которые назывались правительством Януковича - от 160 до 500 миллиардов евро в течение десяти лет - и завышены. Но в любом случае, это связано с очень крупными ассигнованиями. Ждать компенсации этих издержек от Евросоюза - было бы наивно", - убежден Медведев.

    Между тем Россия, в отличие от ЕС, никогда не использовала экономику для давления на Украину, чтобы решать политические вопросы. Медведев напомнил, что вопросы о подписании Украиной устава СНГ, установлении российско-украинской государственной границы или о пребывании Черноморского флота в Крыму решались на основе международного права. В то же время многие проблемы Украины начались в тот момент, когда "киевское руководство - с очевидной подачи западных партнеров - стало говорить о необходимости уменьшения пресловутой зависимости от России". "Тогда политика возобладала над экономикой. Крупные проекты, в том числе экономические, стали рассматриваться через призму возможного изменения баланса политических сил в мире", - полагает Медведев.

    Глава правительства убежден, что после 2009 года через формат "Восточного партнерства" Украине и ряду других стран по сути навязывалась идея сокращения сотрудничества с Россией. "В экономическом отношении подход европейцев и вовсе напоминал "диктант". Украине просто продиктовано, причем в деталях, все, что она обязана совершить едва ли не во всех областях жизни", - отмечает Медведев. Он пояснил, что такая позиция отражена в соглашении об ассоциации с ЕС: она требует - без вступления в Евросоюз - привести национальное законодательство в полное соответствие с нормами ЕС в рамках глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли и в дальнейшем учитывать текущие изменения в европейском законодательстве. "По сути, устанавливается абсолютный приоритет европейских норм и директив над национальным законодательством, а заодно и над национальными интересами", - полагает премьер.

    Если же Украина и хочет жить по-европейски, то сначала она должна научиться платить, напоминает глава кабмина. "Лучший способ доказать, что мы в России уважали и уважаем Украину как суверенное государство, - это признание за ней права на сделанный выбор. Но Украине необходимо помнить, что любой выбор - это, прежде всего, большая ответственность. В сытом европейском будущем надо много работать, а не "скакать" (один из символов проевропейских протестов). Хотите жить, "как в Европе", - научитесь платить по счетам. Для начала - по российским", - подчеркивает Дмитрий Медведев.

    По его мнению, у многих на Украине сейчас революционная эйфория. "Кажется, что достаточно выкинуть на свалку истории века совместного прошлого, и все начнется с чистого листа. Жизнь станет комфортной и благополучной. Вот только лист этот будет грязным. На нем уже есть кровь", - полагает премьер.

    По его словам, украинское общество уже расплачивается за те иллюзии, которыми его щедро кормят правящие элиты, мечтающие о появлении в своих карманах европейских паспортов. "О жертвах этих иллюзий мы слышим каждый день. Продолжают гибнуть от "пуль перемирия" (обстрелы в Донбассе продолжались, несмотря на сентябрьское перемирие) солдаты и мирные граждане Украины. Будут и другие жертвы, которые неизбежны в стране, где людям не хватает денег на лекарства, продукты, на воспитание детей, на образование. Одним словом, на нормальную жизнь. Мы всем им по-человечески - очень сочувствуем", - добавил Медведев.

    Однако Украина сделала свой выбор, включая право на ошибку. "России, конечно, нелегко принять такой выбор, но вовсе не из-за приписываемых Москве "имперских амбиций". Все-таки 360 лет со времен Переяславской рады (договор о добровольном присоединении Украины к России, 1654) мы считали друг друга одной семьей, где, бывало, случались споры и ссоры между родственниками. Но трудности, а тем более опасности мы всегда преодолевали вместе. И была одна на всех и радость, и беда, и, конечно же, Победа (над нацистской Германией, 1945)", - заявляет глава правительства.

    Сейчас все попытки России наладить сотрудничество с Украиной несправедливо трактуются как экспансия. "Игнорируя тот факт, что речь идет о рабочих местах, зарплатах украинских граждан, налогах в украинский бюджет. Но правда такова, что экономика независимой Украины была создана во многом благодаря поддержке России", - пишет Дмитрий Медведев.

    Премьер напоминает, что сумма российских инвестиций, льготных кредитов и поставок на льготных условиях "далеко перевалила за сотню миллиардов долларов". По его словам, только за счет низких цен на газ Украина сэкономила более 82,7 миллиарда долларов - такой поддержки не получала ни одна республика бывшего Советского союза. "Мы не просто помогали украинской экономике, а, можно сказать, фактически содержали ее. Вряд ли от какой-нибудь другой страны, кроме России, Киев мог получать такие подарки в течение десятилетий. Но, к сожалению, эта экономическая реальность неадекватно воспринималась украинским руководством", - резюмирует российский премьер.

    Поделиться