15.12.2014 00:40
    Поделиться

    Эксперт: Сегмент малого бизнеса остается недофинансированным

    Предприниматели чаще стали брать в долг не у банков, а у микрофинансовых организаций (МФО). "РГ" разбиралась, не опасна ли такая тенденция.

    Ее определило исследование Российского микрофинансового центра "Банки и МФО: выбор малого и среднего бизнеса в условиях экономической нестабильности", которое было презентовано на прошлой неделе. Опрос также показал, что те, кто обычно кредитуется в банках, тоже допускают обращение и в МФО. Таких оказалось более 16 процентов.

    В нынешних условиях микрофинансирование существенно повышает шансы малого бизнеса на выживание и дальнейшее развитие, считает финансовый эксперт Денис Неретин. По его словам, по сравнению с 2013 годом доля малых предпринимателей, допускающих обращение за займами в МФО, увеличилась на четверть. При этом в 2014 году 78 процентов предпринимателей обращались за кредитом в банк.

    А сегодня исследование показало, что, несмотря на экономическую нестабильность, почти половина из опрошенных предпринимателей, как банковских клиентов, так и заемщиков МФО (46 процентов среди клиентов МФО и 60,5 процента - банков), не собираются отказываться от планов по привлечению дополнительных заемных средств.

    Сегмент малого бизнеса остается недофинансированным, убежден эксперт в сфере кредитования Евгений Бернштам. По его словам, разрыв между средним бизнесом, получающим кредитные ресурсы в банках, и малым бизнесом, ориентированным на контакт с МФО, растет геометрическими темпами. В МФО сегодня чаще обращаются те предприятия, которые сильнее всего страдают от нынешней турбулентности в экономике, обращает внимание доцент РАНХиГС при Президенте РФ Василий Якимкин. "Но там проценты сумасшедшие и на малый срок. Только сильная нужда может заставить бизнесменов брать такие заемы", - отмечает собеседник. По его мнению, обращение малого бизнеса в МФО свидетельствует о неконкурентоспособности тех, кто идет к микрокредиторам.

    Руководитель аналитического центра крупного российского банка Наталия Литянская признает, что в МФО за кредитами предприниматели стали обращаться чаще. Ведь в 2014 году произошло серьезное ужесточение условий банковского кредитования - это касается как строгости подходов к анализу финансового положения, так и требований к обеспечению кредитов. На этом фоне предприниматели стали получать больше отказов и были вынуждены обратиться к другим источникам заемных ресурсов - в значительном числе случаев их выбор пал на микрофинансовые компании. По словам собеседницы, если раньше банковский рынок кредитования и такой же рынок МФО были ориентированы на разные клиентские сегменты, то сейчас у них появляются зоны пересечения интересов - в первую очередь в части тех компаний, которым стало трудно получить банковский кредит.