09.12.2014 00:47
    Поделиться

    Число регионов с дефицитным бюджетом выросло до 77

    Эксперты ищут пути пополнения региональных бюджетов
    Доходы региональных и местных бюджетов в течение последних трех лет постоянно снижались. В 2013 году объем доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов достиг минимального значения в 12,2% ВВП. По данным Федерального казначейства, число регионов, исполнивших консолидированный бюджет с дефицитом, с 2008 по 2013 год возросло в 1,7 раза (с 45 до 77). Количество субъектов РФ, исполнивших консолидированный бюджет с профицитом, напротив, сократилось в 6,5 раза (с 39 до 6). Такие данные были озвучены на "круглом столе" "Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы", организованном ТПП РФ.

    Причина сложившегося положения - существенное падение доходов регионов и рост расходов, связанный с увеличением оплаты труда бюджетников, считают эксперты. "Проблема стоит очень остро, и решать ее можно по-разному", - говорит Владимир Пансков, профессор кафедры налогов и налогообложения Финансового университета при правительстве РФ. Можно сокращать расходы или повышать налоги. А можно искать резервы роста налоговых доходов внутри самой налоговой системы. Проанализировав ситуацию, эксперты пришли к выводу: необходимо дать региональным и местным властям возможность самостоятельно зарабатывать средства для пополнения соответствующих бюджетов. "Для увеличения доли собственных налогов и налоговых доходов в бюджетах регионов и муниципалитетов следует установить норматив отчислений в региональные бюджеты в размере 10%. А также ввести ставку по налогу на прибыль организаций для местных бюджетов в размере 5%, в том числе 2% за счет федерального бюджета, три процента за счет региональных бюджетов", - такие предложения содержатся в резолюции по итогам "круглого стола".

    Еще один источник финансирования региональных бюджетов - это привлечение внешних заимствований. "В структуре госдолга субъектов РФ 60-65% - это заимствования путем привлечения средств финансового рынка, 30% - заимствования путем привлечения средств других бюджетов", - сообщил заместитель директора департамента финансовой политики минфина Андрей Воронцов. В 2014 году ситуация на финансовом рынке сильно изменилась, и многие регионы не смогли привлечь финансовые ресурсы. В условиях снижения способности регионов привлекать новые заимствования может помочь предоставление кредитов из федерального бюджета в соответствии с постановлением правительства от 18 декабря 2010 года N 1062. Правда, для получения такого кредита региональным бюджетам нужно выполнить ряд условий. "Таких кредитов уже предоставлено на сумму более 100 млрд рублей", - сказал Андрей Воронцов.

    "Раньше весь дисбаланс региональных бюджетов федерация брала на себя, но в последнее время трансферты из федерального бюджета стали сокращаться", - отметил директор Центра исследований региональных реформ Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Александр Дерюгин. "Сейчас многие регионы финансируют свои расходы за счет привлеченных средств, а это дорога в никуда", - считает он. Что в этой ситуации можно сделать? Есть два пути: ввести новые налоги или переложить часть расходов на федеральный бюджет. Увеличение налогового бремени негативно скажется на бизнесе. "В условиях кризиса в развитых странах никто не повышает налоги. Все сокращают расходы, но не на образование и здравоохранение", - сказал Александр Дерюгин.

    Переложить расходы регионов на федеральный бюджет тоже вряд ли удастся. "Федеральный бюджет не резиновый, и ясно, что финансирование будет не таким, как хотелось бы", - уверена завкафедрой Финансового университета при правительстве РФ, к.э.н, профессор Нина Малис. В России сегодня действует 200 налоговых льгот, 150 из них - это региональные льготы. "Этих льгот море, выпадающие доходы огромные, эффективность - ноль процентов", - говорит Нина Малис. Региональная льгота по налогу на прибыль, амортизационная премия, перенос убытков на будущее, возможность списывать с повышающим коэффициентом расходы на НИОКР - все это в умелых руках превращается в инструменты для ухода от налогов. Например, в России 40% фирм убыточны. А на Украине таких компаний 98%. Уклоняясь от налогов, бизнес чувствует себя в безопасности, в том числе и благодаря политике налоговой службы, направленной на снижение количества проверок. "Сейчас проверяется только 1% налогоплательщиков. Риск, конечно, есть, но кто не рискует, тот не пьет шампанского. Поэтому списываем расходы на НИОКР и надеемся на лучшее", - разъяснила логику налогоплательщиков Нина Малис. Нужно провести инвентаризацию льгот, причем не только федеральных, но и региональных.

    Минэкономразвития разработало методику оценки эффективности налоговых льгот, но, по словам экспертов, она не подходит для оценки региональных льгот. "Полагаем, что необходимо законодательное урегулирование обязательности социально-экономического обоснования федеральных и региональных законопроектов по предоставлению налоговых льгот и преференций при их внесении, а также публикация ежегодных отчетов об эффективности применения действующих налоговых льгот и преференций не менее чем за два-три месяца до внесения проекта закона о бюджете на очередной финансовый год. Следует разработать и законодательно утвердить основные принципы такой оценки, обеспечив независимость оценки от исполнительных органов власти, включая повышение роли в осуществлении оценки Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов в субъектах РФ и в муниципальных органах", - к такому решению пришли участники по итогам "круглого стола".

    Поделиться