06.12.2014 10:08
    Поделиться

    В Казань привезли малоизвестные картины Айвазовского

    В Казани открылась выставка "Айвазовский и флот" из собрания Центрального военно-морского музея министерства обороны РФ (Санкт-Петербург).

    В экспозиции, расположившейся в Государственном музее изобразительных искусств РТ, представлены полотна великого художника-мариниста Ивана Айвазовского, а также флотские реликвии, личные навигационные приборы великого князя Константина Николаевича и Николая II, модели знаменитых российских кораблей.

    Вообще выставка имеет сильно выраженный военный уклон. Да и приурочена она к 100-летию начала Первой мировой войны и 300-летию Гангутского сражения - первой победы русского флота. И картины Айвазовского в этот контекст вписываются весьма органично. Как заметила директор ГМИИ РТ Розалия Нургалеева, обычно его творчество ассоциируется у людей с морскими лирическими пейзажами, и не все знают, что биография живописца тесно связана с российским флотом.

    - Он был участником многих морских битв, - сказала она. - Сейчас его бы назвали военным корреспондентом или военным художником, который должен был делать зарисовки сражений.

    Главный хранитель Центрального военно-морского музея минобороны РФ Наталья Шишкова в свою очередь подчеркнула, что на выставке они хотели представить Ивана Айвазовского именно как художника Главного морского штаба. В штат военно-морского флота с правом ношения мундира он был зачислен в 1840 году сразу после окончания Академии художеств. Вот так работа переплелась с любимым делом жизни. И на этом поприще он дослужился до звания контр-адмирала.

    Картины, вошедшие в экспозицию, действительно, можно воспринимать и как произведения искусства и, как художественные "отчеты" или живописные боевые "сводки". Названия их говорят сами за себя: "Эскадра Черноморского флота перед выходом на Севастопольский рейд", "Захват пароходом "Россия" под командованием капитана 2 ранга Н. М. Баранова турецкого военного транспорта "Мерсина", "Бой парохода "Веста" с турецким броненосцем "Фетхи-Буленд" на Черном море 11 июля 1877 года", "Кронштадский рейд".

    Как отмечают эксперты, корабли художник изображал с фотографической точностью, не упуская мельчайших деталей. Вот только, чтобы понять это, полотна следует рассматривать с лупой.

    Посвящал свои картины Айвазовский не только баталиям, но и крупным морским катастрофам. На выставке есть малоизвестная и не экспонировавшаяся несколько десятилетий работа "Гибель 84-пушечного корабля "Лефорт". Судно развалилось на части во время шторма в Балтийском море в 1857 году. Крушение потрясло всю Россию. Эту трагедию Иван Константинович изобразил в несвойственном для себя жанре аллегории - души погибших моряков поднимаются из пучины на небо к Христу.

    С полотнами Айвазовского соседствуют полотнища уникальных штандартов. Это гюйс (носовой флаг корабля) с ботика Петра I и Андреевский флаг эскадренного броненосца "Цесаревич" - участника в Русско-японской войне 1904-1905 годов. Он  являлся флагманским кораблём 1-й Тихоокеанской эскадры, находящейся в Порт-Артуре.

    Можно увидеть на выставке модели минного катера "Ксения", 120-пушечного корабля "Великий князь Константин" и удивительного судна  круглой формы "Новгород" , прозванного моряками "поповка".

    - После поражения в Крымской войне России было запрещено иметь свой флот на Черном море, - поясняет Наталья Шишкова. - Но свои южные рубежи нужно было как-то защищать. И по проекту адмирала Попова были построены плавучие артиллерийские батареи круговой обороны. Вроде бы, и корабль, а вроде и нет.

    По сути, он стали первыми броненосцами Черноморского флота. В арсенале их имелись 11-дюмовые орудия.

    Довершают экспозицию предметы из коллекций императора Николая II и великого князя Константина Николаевича, который покровительствовал Ивану Айвазовскому с юных лет. Вместе они участвовали в плавании на фрегате "Аврора". В этом разделе представлены различные судовые приборы: компас, барометр, румбограф.

    Поделиться