03.12.2014 19:25
    Поделиться

    Уральские экономисты предложили птицеводам изучить потребителя

    Когда-то свердловский птицепром совершил настоящий прорыв и позволил решить проблему обеспечения населения мясом. Во времена формирования отрасли передовые директора птицефабрик при поддержке властей выстроили очень хорошую, эффективно работающую систему. Причем они занимались не только развитием производства, но и изучением рынка, платежеспособного спроса и за счет этого находили резервы для обеспечения растущих, меняющихся потребностей жителей региона, говорит Валентина Неганова, заведующая сектором развития агропродовольственных систем и маркетинговых исследований Института экономики УрО РАН, доктор экономических наук.

    Но на изломе эпох в отрасль пришли новые кадры, и они "решили все". Они были передовыми, инициативными, но необходимого опыта не имели. В результате вместо аккуратной, пошаговой трансформации отрасли все сломали и разрушили, и, начиная с 2000 года, все показатели в среднеуральском птицеводстве пошли вниз.

    А в это время в Челябинской области птицефабрики акционировали. Идея тогдашнего губернатора Петра Сумина заключалась в том, что сельхозпредприятиям надо не выживать самим по себе, а объединиться. И каждое такое объединение должно иметь замкнутый цикл - "от поля до стола". У них собственные корма, причем и зерно, и соя. Естественно, себестоимость продукции при этом гораздо ниже, чем у соседей. Они сохраняют рынки сбыта и находят новые, ведь и цены-то у них низкие. И сегодня уже заявляют о том, что к 2020 году область сможет производить 400 тысяч тонн мяса в год. Во главе южноуральских птицефабрик стоят боевые, опытные, инициативные, ищущие хозяйственники, которые знают цену каждому шагу и не скупятся вкладывать средства не только в модернизацию, но и в науку, подготовку кадров. Там все в комплексе: поддержка власти, производство, переработка, реализация, рынок и наука. За счет этого они и выигрывают.

    Свердловский птицепром вовремя трансформироваться не сумел. Этот процесс не закончился, он продолжается. У областного правительства благая цель - воссоздать и реанимировать отрасль. Ведь она дает "быстрое" мясо и большие объемы продукции, реализуемые в сегменте низкой платежеспособности, следовательно, выполняет и социальную миссию. Но вложить в это воссоздание придется очень много сил и средств.

    Что можно сделать сегодня? Понятно, что необходимо развивать и модернизировать производство. Но в условиях жесткой конкуренции и политики импортозамещения для того, чтобы местным производителям удержать рынок, главный акцент следует сместить на другое. Многолетняя практика исследований рынка показывает, что прибыль любому предприятию приносит не продукция как таковая, а потребители, которые голосуют своим кошельком: купим мы продукцию этой фабрики - и она будет жить, купим у конкурентов - и выиграют они. Ведь производство на разных предприятиях мало отличается, содержание птицы в принципе стандартное, и потребитель об этом знает. Поэтому определяющую роль в его выборе играет цена, которая соотносится с ценой на другие виды мяса и рыбы, ценами конкурентов, с затратами на покупку продуктов питания в целом, с привычками, приоритетами в питании и т.д.

    Именно на это обращают внимание челябинцы, птицеводы Башкортостана и Татарстана, Ленинградской области. Результаты научных исследований свидетельствуют: сегодня мало производить качественную продукцию, важно тщательно изучить рынок, максимально возможно учитывать его особенности и четко ориентироваться на приоритеты конкурентов, а также на определенные сегменты покупателей (в зависимости от их платежеспособности).

    А коль для потребителя главное - цена, значит, надо снижать себестоимость. Здесь масса вариантов: это можно делать за счет модернизации производства, новых технологий, кадров, рынков сбыта, за счет качества продукции или объема производства. Для этого требуются инвестиции, и нужно четко просчитать, куда их вложить. Инвестором может выступить государство, при этом направить деньги не обязательно на развитие производства, а, например, на помощь малоимущим слоям населения - на программы социального питания. Кстати, такие пилотные проекты по дотированию не производителей, а именно потребительского рынка были запущены в нескольких регионах России и получены очень хорошие результаты.

    Возможен вариант государственно-частного партнерства, и те же челябинцы его активно используют. Но здесь высоки риски: производственники сетуют на спонтанность, неопределенность агропромышленной политики федеральных структур, а также непредсказуемость ценовой политики естественных монополий. Сегодня инвесторы, которые хотели бы вложиться в АПК, опасаются также отмены антисанкций.

    На мой взгляд, чтобы ГЧП было успешным, нужно использовать не программно-целевой метод, а программно- проектный. Разрабатывая программу развития птицеводства в регионе, необходимо определить основные направления и сформировать конкретные проекты, подключить средний и малый бизнес, посчитать все до рубля. Потому что проект, за который отвечает конкретный человек или институт, проще контролировать: по каждому потраченному рублю можно потребовать отчет и спросить за исполнение. Но для этого нужна воля власти. Нельзя, чтобы частные интересы превалировали над государственными.

    Необходимо и в рамках УрФО посмотреть, чем мы можем помочь друг другу. Не загораживаться от соседей с криком: "Они демпингуют, они обвалят наш рынок!" Давайте договариваться, интегрироваться, находить точки соприкосновения и гармонизировать интересы - опять же исходя из предпочтений потребителя. Надо конкурировать не между собой, а за его выбор.

    Исследование потребительского рынка ведется, но не системно. Нужно один раз сделать детальный срез, а затем достаточно просто мониторить ситуацию, ведь все мы стереотипны: изо дня в день покупаем примерно одни и те же продукты в том же количестве и в тех же магазинах. Сейчас инфляция вырастет, значит, платежеспособность упадет. А как это отразится на рынке мяса птицы? Есть совершенно четкая зависимость с поведением потребителя, есть и ученые, которые занимаются анализом этих вопросов. К сожалению, к нам почему-то чаще обращаются представители соседних регионов, чем свердловчане. Например, сейчас нас просят просчитать потенциал импортозамещения.

    Поделиться