03.12.2014 20:35
    Поделиться

    Движение женщин Асбеста вышло на международный уровень

    Жительницы Асбеста борются за благополучие предприятия и здоровье его работников
    Чего могут добиться женщины, обеспокоенные условиями труда или социальными проблемами на родном предприятии? Да в общем-то многого. И речь идет не о советских временах, когда женсоветы, женкомиссии и движения жен командиров производства были распространены повсеместно. Речь о сегодняшнем дне.

    Так, например, по настоянию профсоюзных активисток на ОАО "Ураласбест" в непростом для предприятия, да и для всей экономики страны, 2014 году дважды повышалась сумма, выделяемая на обед будущим мамам, вставшим на учет по беременности. С 1 ноября она составила 150 рублей в смену. 279 бесплатных путевок "Мать и дитя" получили работницы комбината для отдыха с детьми в летние каникулы в корпоративном санатории-профилактории "Горный лен". 3,3 миллиона рублей - суммарное материальное поощрение семьям работников комбината, в которых появились новорожденные.

    Год назад в Асбесте в канун Дня матери состоялся учредительный съезд общественного движения "Женщины за безопасный труд и социальную стабильность", в которое вошли не только представительницы градообразующего предприятия, но и более 300 неравнодушных горожанок разных профессий и возрастов: учителей, врачей, инженеров, студенток, пенсионерок. Изначально они объединились с целью защиты хризотилового производства, ведь все в Асбесте, по сути, хотят одного: чтобы из-за заграничной антиасбестовой пропаганды жители города не теряли работу, имели стабильный заработок, а в семьях все были здоровы.

    - Конечно, дискуссии о судьбе хризотиловой отрасли отражаются на городском сообществе, - комментирует Наталья Тихонова, начальник управления образованием Асбестовского городского округа, председатель координационного совета движения, кандидат педагогических наук. - Если говорить рыночным языком, то методы недобросовестной конкуренции, которые применяются в антиасбестовой кампании, дестабилизируют ситуацию и на градообразующем предприятии, и в городе в целом. Мы действительно переживаем за завтрашний день…

    Сегодня в распоряжении участниц движения обширные научные и медицинские данные о безопасности контролируемого применения хризотила и материалов, его содержащих, а также о негативных последствиях, возможных в случае запрета использования уникального природного минерала. Забегая чуть вперед, приведу маленький, но характерный пример: два года назад, когда отмечали 90-летие ОАО "Ураласбест", предприятие поздравляло ветеранов. Особо чествовали 47 ровесников комбината. С тех пор каждый год поздравляют представителей старшего поколения, которым исполняется 90 и более лет. В 2015-м таких будет 60. Как вы думаете, если бы распространяемые производителями заменителей хризотила страшилки про влияние минерала на здоровье были правдой, нашлось бы среди бывших работников карьеров и асбестообогатительных фабрик столько старожилов?

    Стоит добавить, что движение с самого начала переросло рамки региона и даже страны: женщины Асбеста быстро нашли поддержку в Ясном (Оренбургская область) и Житикаре (Республика Казахстан) - городах, где тоже работают хризотиловые производства, и люди в последнее время озабочены их будущим.

    Чем весь этот год занималось женское движение, в двух словах не расскажешь. Это организация информационного контрнаступления на антиасбестовых лоббистов, пропаганда здорового образа жизни, проведение развлекательных и профессиональных конкурсов. Безусловно, в центре внимания - поддержка ветеранов, подростков, детей с особенностями здоровья, малообеспеченных и многодетных семей, будущих мам, а также всевозможные исследования здоровья работников отрасли и переговоры об активизации обязательного санаторного лечения, организации специальных медицинских программ на предприятиях… Слушая рассказы активисток, невольно ловишь себя на мысли: неужто рассчитывают сами автономно решить все проблемы? А ведь женщин на комбинате всего 30 процентов.

    Андрей Ветлужских, председатель Федерации профсоюзов Свердловской области, услышав такой вопрос, улыбается:

    - С идеей организовать отдельное "мужское" движение асбестовцы ко мне не обращались. Хотя, как показывает жизнь, взгляд женщин на баланс интересов в вопросах здоровья, охраны труда, наличия рабочих мест более объективен, чем у мужчин. Такова специфика восприятия окружающей жизни, присущая женам и матерям. И если уж прекрасная половина города, региона, объединившись в общественное движение, выступает за какой-то проект, по опыту скажу: можно быть спокойным. Значит, это безопасно и социально необходимо.

    Наталья Тихонова считает, что женское движение отличается от профсоюзной организации подходом к поиску ответов на любой исследуемый вопрос.

    - Спектр направлений нашей работы определяется конкретной территорией, конкретной ситуацией. Например, в последнее время мы обратили более пристальное внимание на обучение детей с особыми возможностями здоровья. И рассматриваем эту проблему со всех сторон: не только с позиции самого ребенка, которому нужно социализироваться и получать определенные знания и навыки, но и со стороны мамы: ей необходимо зарабатывать деньги на всевозможные адаптационные средства, лекарства, то есть решать вопросы трудоустройства, профессионального обучения. В этом, наверное, та инновационность, которая отличает нас от других организаций и профсоюзов, - говорит председатель координационного совета.

    Кстати

    По данным доктора медицинских наук, главного профпатолога Свердловской области Натальи Рослой, самые неблагоприятные женские профессии на Среднем Урале - машинист крана (профзаболевания встречаются в 7,7 процента случаев), машинист конвейера (6,5 процента), земледел (специалист по приготовлению формовочных смесей в металлургии) и медсестра (по 3,6 процента). Представительницы хризотиловой отрасли в этой группе высокого риска не значатся.

    Поделиться