03.12.2014 17:14
    Поделиться

    В Новосибирске Василий Сенин рассказал о судьбе провинциальных театров

    В Новосибирском академическом театре "Красный факел" с аншлагом прошла премьера спектакля "Декамерон" по одноименному произведению Джованни Боккаччо. Режиссер постановки - Василий Сенин, хорошо знакомый новосибирцам по спектаклю "Саранча" по пьесе сербского драматурга Биляны Срблянович, является художественным руководителем Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина. На спектакли этого театра не купить билеты, на премьеры приезжают театралы из Санкт-Петербурга и Москвы. Своими размышлениями о судьбе провинциальных театров с корреспондентом "РГ" поделился Василий Сенин.

    Василий Георгиевич, вы второй раз принимаете приглашение руководства "Красного факела" поставить на его подмостках спектакль. Чем так интересен для вас этот театр?

    Василий Сенин: На мой взгляд, это один из лучших драматических театров с интересной труппой на данный момент в стране. И для меня это повторное приглашение - определенный комплимент. Я рад встрече с артистами, которые были задействованы в моей предыдущей постановке "Саранча". Многие вновь работают со мной. Появились и новые интересные артисты. Труппа "Красного факела" богата на таланты, и всегда возникает проблема выбора.

    Сегодня даже опера зачастую стремится все минимизировать. Ваш "Декамерон" - масштабный спектакль с необычно яркими и сложными костюмами, декорациями. Это ваша принципиальная позиция, что спектакль должен быть зрелищным?

    Василий Сенин: Каждый спектакль уникален. Есть постановки, где минимализм является оптимальным способом передачи замысла. Этот спектакль с другой эстетикой. Замечательные художники, с которыми я создал не один спектакль, Фагиля Сельская, Илья Кутянский и Денис Солнцев создали красочный и многогранный визуальный образ, который стал отражением полифоничности мира в нашем восприятии. Идея Возраждения, идея человеческого мира во всей его сложной симфонии красок и нюансов. В центре этого спектакля - переживание человеком красочности и запретной "манкости" окружающего мира, в котором он проживает свою единственную жизнь. Человек может считать себя центром мироздания, но он никогда не способен заполнить собой все мироздание, как бы сам того не желал. По-моему, такие "святые банальности" необходимо было произнести вновь в начале нашего молодого тысячелетия. На всякий случай.

    И все-таки почему "Декамерон" и почему сейчас?

    Василий Сенин: "Декамерон" прошел через века - в нем есть универсальный смысл, в нем задаются вопросы, которые актуальны в любое время. Как очертить для себя границу, где желание перерастает в грех? Как жить согласно закону Божьему или общественному и в то же время не противоречить закону собственных желаний? Из ста новелл итальянского поэта и писателя я выбрал десять философских фривольных притч о человеческой природе. Человеку свойственно влюбляться, добиваться своей цели, реализовывать собственные желания - разными путями, порой обмана или преступлением. Спектакль "Декамерон" в "Красном факеле" получился подобным покрытому патиной веков зеркалу, где ваше отражение соединяется с давно рассказанным сюжетом. Но зритель узнает свои черты, свои мотив, возможно и поступки.

    В этом сезоне в Псковском театре, где вы являетесь художественным руководителем, состоялось семь премьер, прошли спектакли шекспировского театра "Глобус", гастроли фестиваля "Золотая маска", МДТ Додина, театра Фоменко и других. Пресса пишет, что спектакли идут с аншлагами. Как вам это удается?

    Василий Сенин: А еще мы принимали легендарный Александринский театр из Петербурга, старейший национальный театр страны. Гастроли проходили в рамках программы "Большие гастроли. Театральное лето России - 2014", разработанной Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности министерства культуры России. Приезд из Лондона "Глобуса" стал возможным благодаря Региональному общественному фонду поддержки Международного театрального фестиваля имени Чехова. Это настоящий подарок, в реальность которого я до сих пор не могу поверить. Вместе с Екатеринбургом и Санкт-Петербургом мы вытянули счастливый билет. Все перечисленные проекты, наравне с собственными премьерами театра и остальными событиями, включая кинофестиваль короткометражных фильмов "Manhattan short" и неделю французского кино, прошедшие в медиа-холле театра, выставки в театральной галерее "Цех", создали незабываемую по насыщенности событиями культурную атмосферу, которая выявила как радостные, так и печальные тенденции. Все как у Боккаччо.

    Насколько важна для театров фестивальная и гастрольная деятельности, постановки, которые бы осуществляли приглашенные режиссеры?

    Василий Сенин: За этот год в Пскове, кроме меня, создали спектакли несколько ярких и одаренных режиссеров. Это Виктория Луговая, Искандер Сакаев, Олег Молитвин, Алина Гударева. В сотрудничестве с Французским культурным центром возникла постановка Ришара Брюнеля. Сейчас свою работу с артистами театра начала Варвара Фаер, весной к репетициям приступит Антон Маликов. После своего мастер-класса с актерами театра Сергей Землянский высказал интерес к сотрудничеству. Я тоже выпущу новые спектакли и в уходящем, и в новом году, но репертуар театра должен быть разнообразен. Хотя немногие разделяют эти стремления - сейчас, в свете эксперимента по объединению, в театре происходят многочисленные проверки, и нам приходится слушать от чиновников вопросы, иногда пугающие своей наивной безапелляционностью. Например, объяснять, почему мы пригласили для оформления спектакля художников - лауреатов национальной театральной премии, если в штате театра есть свой художник. Такие вопросы ставят в тупик, и потому, несмотря на хороший и заметный старт, будущее псковского театра не так уж и безоблачно. Но поживем-увидим, всегда есть надежда, что здравый смысл может возобладать в самой абсурдной ситуации.

    У вас есть возможность наблюдать и участвовать в жизни нескольких театров. Что происходит с провинциальными театрами?

    Василий Сенин: Регионов в нашей стране много, и все разные. Так и театры. Если говорить о какой-то универсальной определяющей, то ее, пожалуй, нет. Очень многое зависит от руководства и конкретного человека, который берет на себя ответственность за принимаемые решения. Находясь сейчас в Новосибирске, я обязан думать и заниматься своей работой, то есть - быть худруком театра имени Пушкина в Пскове. Не считаю, что в XXI веке эффективной может быть только кабинетная работа.

    Если судьбой театров будут распоряжаться люди, которые сами не вписываются в общекультурный контекст, не интересуются тем, что происходит в стране, мире, они могут быть какими угодно патриотами, поборниками культурных традиций, но театров не будет. Они останутся никому не интересными - даже собственному зрителю, с пустующими залами. В таком случае театры обречены.

    Как вы относитесь к реструктуризации театров, объединению в некие учреждения под общей дирекцией?

    Василий Сенин: Мне кажется, перед проведением любой реформы, нужно хорошо подумать: а что будет потом? Иначе может оказаться, что мы делали операцию по удалению аппендицита, а вырезали больному все. Продолжаю верить, что здравый смысл возобладает. И решения, которые будут приниматься, будут продуманными.

    Меня всегда интересует вопрос, касающийся критериев оценки деятельности учреждений культуры. Существует понятие государственного задания, отчетности по нему, но есть фактическая сторона вопроса. Бумажные цифры могут расходиться с реальными.

    У репертуарных театров есть свои плюсы и минусы. Но как за любой живой системой, за ними нужно ухаживать, следить, они должны видоизменяться согласно требованиям времени. Однако есть опасная тенденция, которая меня беспокоит, - объединение, порой насильственное, профессионального театра с учреждениями, занимающимися народным творчеством. В Советском Союзе существовали всевозможные кружки, студии, любительские коллективы. Помните, главные герои фильма "Берегись автомобиля" периодически "замахивались на Вильяма нашего Шекспира". Важно, чтобы люди, ответственные за принятие решений, понимали - чем одно отличается от другого. Это не означает, что одно нужно выбросить, а другое оставить.

    Если кто-то думает, что ничего не случится, если мы уничтожим российский театр с его традициями, целым ритуалом, который люди соблюдают, посещая его, он сильно ошибается. Несмотря на информационные технологии, у людей до сих пор огромная потребность в театре. Это средство обмена информацией. Театр не заменит библиотеки или книги. Но это доступная форма просвещения. Человек приходит в театр, и здесь ему в игровой форме озвучивают вопросы, над которыми можно задуматься. Очень важно коллективное переживание. Очищение.

    Если в целях экономии начнем уминать в один угол то, что нарабатывалось годами, можем потерять заинтересованность молодых людей в профессиональном обучении. Все знают, что значит попасть в хороший театральный вуз - этому предшествует жесточайший отбор. Но есть стимул и перспектива служить в интересном театре, быть замеченным известными режиссерами. Если же будет некое учреждение культуры с расплывчатой общей концепцией, все исчезнет.

    В спектакле "Декамерон" мы часто употребляем слово "грех". Есть изречение Оскара Уайльда: "Нет такого греха, который нельзя было бы не простить, - кроме разве что глупости". Так вот глупо можно отнестись к любому процессу. Самым главным мерилом должен стать человеческий ресурс. Хотелось бы, чтобы в нашей стране наконец начали его ценить. Пока есть люди, которые создали Чеховский фестиваль, "Золотую маску", фестиваль NET, Театр.doc и многое другое, что стало частью сегодняшнего театрального Ренессанса в России, - театры будут жить и развиваться. Иначе - все сгорит на кострах новоявленных инквизиторов.

    Поделиться