02.12.2014 17:52
    Поделиться

    В Осетии потомки князя возродят путь к красотам Хунцега

    Двоюродные братья Давид и Ацамас Базровы своими руками построили дом на месте древнего селения Хунцег, из которого вышло несколько поколений осетин с известной фамилией. Сейчас знаменитый род насчитывает более сотни потомков.

    Хунцега давно нет, на равнине у подножия величественных гор не осталось ни одного жилого строения, но в ста метрах от когда-то стоявших здесь домов сохранились фамильные башни-склепы рода Базровых, Албеговых и Дауевых. На одной из них можно прочесть старинную надпись: "Здесь покоится князь Базров, погиб в 1879 году".

    Давид и Ацамас - родились и выросли во Владикавказе, их родители - тоже горожане, но все знают, что их княжеский род вышел из Даргавского ущелья. За сотню лет исчезло не только родовое село Базровых. В прошлом довольно многочисленные населенные пункты этих мест - Кармадон, Даргавс, Дзуарикау, Верхняя Саниба, Фазикал, Гжимора, Какудур - год от года теряли жителей. Сейчас в них остались в основном старики. Работы нет, поэтому молодежь убегает в город. Несмотря на окружающую красоту, чистейший воздух и другие плюсы жизни "вдали от цивилизации", уезжали из-за необустроенности, плохого сообщения, отсутствия элементарных удобств. Особенно стало трудно попасть на "большую землю" после схода в 2002 году ледника Колка, снесшего единственную дорогу.

    Базровы решили стать пионерами, возрождающими родовое гнездо. Пока их двухэтажный дом на месте древнего Хунцега - единственный. Начали строить его, когда юношам было по 20 лет. Помогали многочисленные родственники - кто в отпуск приезжал, кто по выходным. Лес Базровы заказали на Урале и своими руками сложили из бревен теплый уютный сруб. Могли бы, конечно, нанять строителей, но парни к работе привычные - трудятся с 11 лет. Ацамас рано остался без отца, и дядя Валентин Базров (ныне зампред правительства РСО-Алании) ему его заменил.

    - Он-то нас и научил работать с пятого класса. Сначала бутылки мыли на пивзаводе, в 16 лет уже камень болгаркой обрабатывали, я фигуры научился делать, памятники, - рассказывает Ацамас. Впрочем, без высшего образования братья не остались - оба окончили Горскую аграрную академию.

    После дома Базровы переключились на строительство дороги - решили проложить альтернативный путь, вместо снесенного Колкой. Местные жители называют их трассу "дорогой жизни". Она уникальна уже тем, что ее пропиливают в скалах буквально вручную. Этот горный серпантин имеет перепад высот в 400 метров и будет украшен скульптурами и рисунками из нартского эпоса.

    Ладное жилище Базровых стоит на огромной поляне в окружении заснеженных гор. В синем небе кружат орлы, ослепительно светит солнце. Гостей с восторгом встречают две собаки - сажать животных на цепь здесь нет надобности. Во дворе - длинный деревянный стол, умывальник, скульптура сидящих за столом поющих мужчин.

    - Это дядя Валентин и другой наш дядя. А вот скульптура ледника Колка - памятник о трагедии, - объясняют братья.

    Внутри дома в просторной столовой-кухне - большой холодильник, плазменный телевизор, музыкальный центр и такой же длинный стол с лавками. За ним отмечают семейные праздники. В доме есть все удобства. Деревянная лестница ведет на второй этаж. Есть и экзотика - медвежья шкура на полу, чучела тура, оленя. В окна заглядывают горы - дальние и ближние, а ночью - огромные яркие звезды.  

    - Нам надо жить на месте предков, не зря ведь они его выбрали. Теперь всей нашей городской родне есть где отдохнуть, в этом доме замечательно спится и дышится, - рассказывает Ацамас.

    Также Базровы завели ферму и держат скот. За коровами присматривает семья русских беженцев из Харькова. Работники получают зарплату при бесплатном питании и проживании в доме со всеми удобствами.

    А недавно в родные горы потянулись уехавшие отсюда жители: восстанавливают дома, а на работу ездят во Владикавказ - 35-40 минут по недостроенной пока дороге. О газе в селах мечтали давно. В этом году газопровод, наконец, провели благодаря строящейся дороге - раньше газовики не могли пробиться из-за скал и бурной речки.

    - Должен кто-то первым, чтобы глядя на нас, молодежь возвращалась в горы, налаживала здесь бизнес, занималась животноводством - вокруг полно пастбищ, - говорят братья.

    Обойдя двор, Ацамас приносит пучок горных трав и заваривает в глиняном чайнике ароматный чай. Чистая ледниковая вода поступает в дом прямо с гор.

    Кстати

    Эти места всегда были популярны среди туристов: старинные башни, святилища, водопады и уникальный средневековый некрополь. Базровы обещают возродить путь к этим красотам.

    Поделиться