02.12.2014 00:47
    Поделиться

    Закон о деофшоризации экономики вступит в силу 1 января 2015 года

    Казавшиеся призрачными в начале года меры по возврату капитала из офшоров к его окончанию приобрели четкие формы. Участники конференции "Деофшоризация российской экономики. Нововведения 2014-2015" имели возможность обсуждать не планы по возврату выведенных средств, а нормы, которые начнут действовать с начала следующего года. Президент РФ Владимир Путин 25 ноября подписал закон, предусматривающий внесение в НК РФ положений, касающихся налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Закон должен вступить в силу с 1 января 2015 года и будет применяться к прибыли компаний, определяемой с налогового периода 2015 года.

    КИК признается любая организация либо структура, не являющаяся налоговым резидентом РФ и контролируемая организациями или физлицами - налоговыми резидентами РФ. Доходы от деятельности такой организации теперь будут облагаться налогами. Компании станут платить 20%, физлица - 13% с нераспределенной прибыли их иностранных организаций. Однако предусмотрен длинный список видов КИК, которые освобождаются от налогообложения. Наиболее нашумевшая категория этого списка - активные компании. Представители бизнес-сообщества не единожды заявляли о том, что закон о КИК может поставить под удар реально работающие фабрики и заводы за пределами страны, которые контролируются из РФ.

    "Мы постарались предусмотреть, чтобы этот законопроект не затронул действительно активный бизнес, - говорит Надежда Кузьмина, начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина. - В законе существует условие, что, если доля пассивных операций компании составляет меньше 20%, ее прибыль не будет подлежать налогообложению. Причем в НК введено новое понятие активных и пассивных операций. Есть перечень пассивных операций, на который следует ориентироваться, чтобы определить, активной или пассивной деятельностью она занимается".

    С начала действия документа под его нормы в первую очередь попадут те, кто уходит от налогообложения и в России, и в той стране, в которой расположена контролируемая иностранная организация. Термин двойного налогообложения получил последнее время широкую известность. С помощью предоставленных соглашениями об избежании двойного налогообложения льгот контролирующие бизнес лица создают такие структуры, доходы которых не подлежат налогообложению и в России, и в офшоре. Доходы именно этих компаний интересуют налоговые органы. "Таким образом сформирован блок компаний, которые в первую очередь будут подлежать налогообложению. Если иностранная компания облагается за рубежом по ставке выше чем 15%, то вопросов о налогообложении ее прибыли не возникает", - поясняет Надежда Кузьмина.

    Причем о своем участии в управлении КИК российский резидент должен уведомить самостоятельно. "Предусмотрена уведомительная норма. Это означает, что если лицо не "раскрылось" самостоятельно, но есть признаки контроля им иностранной организации, налоговый орган сначала выставляет налогоплательщику требование, а если лицо не соглашается с вменяемыми ему обязанностями, оно будет признано контролирующим на основании уведомления. У такого лица будет возможность оспорить признание его контролирующим в суде", - поясняет Надежда Кузьмина. Эксперт напомнила, что ничего существенного закон не вносит: "На самом деле у нас и сейчас есть 23 статья НК, в которой говорится, что налогоплательщики обязаны раскрывать информацию об участии в деятельности как российских, так и иностранных организаций".

    Первые уведомления должны быть поданы до 1 апреля 2015 года. "Тут есть некий временной лаг, чтобы могли сориентироваться не столько компании, сколько физические лица. Потому что физическим лицам тоже придется подавать эту информацию", - отмечает Надежда Кузьмина.

    Довольно бурные споры шли о том, с какой доли участия следует признавать лицо контролирующим. Бизнес настаивал на том, чтобы этот показатель был равен 50%. "В итоге мы остановились на двух параметрах. Первый - это участие на уровне 25%, второй - если несколько российских резидентов с долей больше 10% в совокупности владеют более 50%. Таким образом, при доле в 11% лицо может быть признано контролирующим", - говорит Надежда Кузьмина. Причем в случае с физическими лицами учитывается их участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми.

    Прибыль КИК подлежит налогообложению, если она превысила 10 млн рублей. "Предусмотрен переходный период по прибыли 2015 года - это 50 млн рублей, по прибыли 2016 года - 30 млн рублей, с 2017 года - уже 10 млн рублей, - говорит Надежда Кузьмина. - Таким образом, доходы не каждой компании, которая будет признана контролируемой, попадут под налогообложение".

    По закону компания может быть признана налоговым резидентом России. В этом случае ее доходы будут подлежать налогообложению по нормам РФ. Руководитель экспертной группы по разработке законодательства о деофшоризации Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Шугаев говорит, что эта норма крайне не выгодна другим государствам. И в этом эксперт видит препятствие в налаживании обмена налоговой информацией между странами. Всем странам-участницам, которые оказались вовлечены в налоговую схему, выгодно признать спорные доходы своими. На это направлены и поправки закона о КИК, которые помогают РФ признать доходы офшорных компаний российскими.

    Законом предусмотрено три базовых критерия, на основании которых будет определяться место управления. Во-первых, большинство заседаний совета директоров проводятся в РФ. Во-вторых, исполнительный орган регулярно осуществляет свою деятельность в отношении организации из РФ. В-третьих, руководящие должностные лица организации преимущественно осуществляют свою деятельность в РФ. "Если мы обратимся к международной практике, в мире есть две концепции: резидентство определяется по месту стратегического управления и по месту текущего. И в первых редакциях проекта было непонятно, какой концепции придерживается законодатель. Теперь ясно, что речь идет о текущем управлении. И эта практика поддержана многими европейскими странами", - говорит Анна Воронкова, партнер департамента налогово-юридического консультирования КПМГ в России и СНГ. Помимо базовых критериев в законе есть еще три дополнительных. Они используются в тех случаях, когда первых критериев не хватит, чтобы признать компанию налоговым резидентом России. Если иностранная организация в установленном порядке самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ, то такая организация не признается КИК, а платит налоги, как любая другая российская компания.

    Несмотря на то что закон предусматривает множество ужесточений, по мнению экспертов, он содержит и существенные послабления. Так, закон предусматривает исключение стоимости полученного при ликвидации КИК имущества из налогооблагаемых доходов акционера. "При ликвидации иностранной компании в офшорной юрисдикции контролирующее лицо полностью освобождается от налогов на имущество и денежные средства, которые поступают в Россию в результате ликвидации иностранной компании. Вот вам реальный механизм амнистии", - говорит Сергей Шугаев. Такое освобождение будет действовать до 1 января 2017 года. Те, кто захотят выйти из офшоров, успеют им воспользоваться.

    Поделиться