27.11.2014 22:19
    Поделиться

    Вердикт о невиновности полицейского вызвал митинги в 37 штатах Америки

    В Америке проходят акции протеста из-за вердикта о невиновности полицейского, застрелившего подростка
    Многотысячные акции протеста в связи с решением жюри присяжных штата не выдвигать обвинений против полицейского Даррена Уилсона, застрелившего безоружного темнокожего подростка Майкла Брауна в городе Фергюсон, прошли в 37 штатах Америки.

    В самом Фергюсоне последняя ночь прошла относительно спокойно на фоне предыдущих, когда город охватили массовые беспорядки и произошли столкновения с полицией, в ходе которых демонстранты бросали в правоохранителей бутылки, громили, грабили и поджигали магазины и автомобили. Полиция пустила в ход слезоточивый газ. Сенатор законодательного собрания штата Миссури Мария Чэпел-Надал назвала происходящее в Фергюсоне "расовой войной".

    Акции протеста под лозунгами "Руки вверх, не стрелять!" состоялись в Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Чикаго и Филадельфии. В Лос-Анджелесе в среду было арестовано свыше 200 демонстрантов.

    Размах акций протеста впечатляет. Однако окажут ли они какое-то влияние на решение наболевших проблем - большой вопрос. Гибель Майкла Брауна ударила по двум застарелым болевым точкам Америки. Первая из них - расовая дискриминация. В преломлении к данному конкретному случаю протестующие считают, что полицейские изначально видят в чернокожих преступников, готовы хвататься за оружие и применять его при первом же случае.

    Здесь приходится констатировать, что несмотря на все разговоры о равных возможностях, социальный разрыв между белым и черным населением Америки по-прежнему огромен. Как следствие - афроамериканцы зарабатывают меньше, живут беднее, имеют худший доступ к образованию, и, соответственно, больше шансов быть вовлеченным в бытовой криминал. Сохраняются и все социальные стереотипы. Опрос компании Pew Research в августе показал, что лишь 37 процентов белых респондентов считают расовый вопрос значимым для инцидента с Брауном, в то время как среди афроамериканцев 80 процентов уверены, что в этом вся суть. При этом 65 процентов темнокожих уверены, что полиция зашла слишком далеко в применении силы против протестующих в Фергюсоне. С этим согласны только 33 процента белых американцев, а 32 процента считают, что слезоточивый газ и резиновые пули против демонстрантов были "в самый раз".

    Вторая проблема - применение силы полицейскими. Склонность американских копов хвататься за оружие и открывать огонь при первом же случае общеизвестна. На самом деле жертвой слишком ретивого полицейского может стать любой вне зависимости от цвета кожи, подобные инциденты случаются и с белыми.

    Однако дело, конечно, не в том, что полицейские агрессивны сами по себе или выходят за рамки своих инструкций. Именно последние предписывают им действовать решительно, стрелять на поражение даже в безоружных людей, если патрульный чувствует опасность.

    Основывается столь жесткий подход на двух принципах. Во-первых, американцы должны исходить из того, полицейские делают опасную и значимую для самих горожан работу. Неподчинение полицейскому - само по себе едва ли не преступление. При этом случаи обвинения полицейских в превышении полномочий - огромная редкость. Во-вторых, нельзя забывать о свободном ношении оружия в Америке. В обществе, где купить пистолет, не сложнее, чем сходить в супермаркет за хлебом, а на руках у населения около 300 млн единиц только зарегистрированного стрелкового оружия, конечно повышается риск инцидентов с его применением. Так, по статистике, в США ежедневно от пуль гибнут более 20 человек, а доля огнестрела в общем числе убийств составляет 65-70 процентов. В представлении полиции промедление может стоить жизни самому патрульному и людям вокруг него.

    Масштабные акции протеста могут показаться признаком тотального недовольства таким подходом правоохранительных органов и властей в целом. Однако отношение американской общественности к этому делу далеко не так очевидно, поэтому говорить о своего рода "чернокожем майдане" для президента Барака Обамы было бы преувеличением.

    Казалось бы, первому темнокожему президенту США следовало поддержать сторонников Майкла Брауна. Однако Обама лишь призывает и протестующих и полицию к сдержанности. Во-первых, потому, что ранее президента уже обвиняли в давлении на судебную ветвь власти.

    Во-вторых, попытка прижать полицейских стала бы политическим самоубийством для любого главы США. Так что Обаме остается лишь делать крайне осторожные шаги наподобие поручения минюсту "наметить конкретные шаги по укреплению доверия между полицией и населением, особенно в малообеспеченных районах".

    Поделиться