26.11.2014 13:30
    Поделиться

    "СОЮЗ" протестировал уникальную систему предупреждения пожаров

    Как корреспондент "СОЮЗа" пожар тушил
    Лесные пожары наносят огромный вред природе и экономике. Очень важно "вычислить" очаг, когда пламя еще не разгорелось и не превратилось в огненную стихию. Помочь в этом может АПК "Спектр" - многоканальный гиростабилизированный авиационный комплекс, предназначенный для оперативного наблюдения за источниками чрезвычайных ситуаций. Это одна из разработок, предусмотренных белорусско-российской космической программой "Мониторинг-СГ". Составной частью "Спектра" является авиационная система АВИС. На днях ее оборудование, представляющее собой комплекс цифровых фотокамер, передающих информацию на компьютер рабочей станции, привезли на Витебский аэропорт.

    Там его вместе со стабилизирующей платформой установили в самолет Ан-2 госпредприятия "Беллесавиа". Чтобы испытать новинку, над которой трудятся белорусские ученые, в небо вместе с ее разработчиками поднялся корреспондент "СОЮЗа".

    ...Пропеллер "Аннушки" зажужжал, разгоняя потоки воздуха. Под управлением командира воздушного судна Вадима Кишкурно самолет резво пробежался по взлетной полосе и взмыл в небо. Пока набираем высоту, разбираюсь, что же такое "Спектр".На помощь приходит ведущий инженер-электроник Объединенного института проблем информатики Национальной академии наук Беларуси Александр Шафранов:

    - Камеры блока оптических датчиков ведут цветную и черно-белую фото- и видеосъемку местности в пяти различных режимах. Разрешение снимков высокое. С 500-метровой высоты, например, предметы на земле величиной с ладонь хорошо различимы.

    Камеры, которые смотрят на землю через люк в полу самолета, должны находиться в строго вертикальном положении. За это отвечает гиростабилизирующая платформа. Она сглаживает, компенсирует отклонения от вертикали, возникающие при тряске, наклонах, поворотах. Иначе снимки не получатся четкими, резкими. К этому времени Алексей Чумаков, старший научный сотрудник центра аэрокосмических исследований НИИ прикладных физических проблем им. Севченко Белгосуниверситета, ввел необходимые данные в компьютер, настроил рабочую станцию АВИС. На мониторе открылись "окошки", где появились "картинки" с камер. Например, следы шин автомобиля на земле и ветки деревьев просматривались очень хорошо. Особенно любопытно наблюдать за инфракрасным - тепловым изображением. С его помощью отлично видны каркасы дачных теплиц, над которыми мы пролетали. И даже заяц попал в объектив. Это, по словам А. Шафранова, одно из главных достоинств системы:

    - При мониторинге чрезвычайной ситуации инфракрасная съемка позволяет увидеть еще только разгорающийся пожар - в любую погоду, в тумане, в сумерках. Она исключает ошибку человека, предоставляя документ, привязанный к точным географическим координатам.

    Рядом с Полоцком садимся на полевой аэродром, берем на борт начальника отдела эксплуатации ОАО "Полоцктранснефть Дружба" Дениса Елагина. Он рассказал, что на его предприятии знают о "Спектре". Как потенциальным заказчикам, им он интересен потому, что позволяет вести видеосъемку в 3D-режиме:

    - Нам полезно изучить объемную картинку ландшафта, где проходит магистральный нефтепровод. К тому же с помощью "Спектра" мы сможем контролировать, не ведутся ли несанкционированные работы в его охранной зоне.

    Еще с помощью 3D-съемки можно определить высоту или глубину объекта, объем разлившейся жидкости. Чтобы перевести оптический блок в режим стереосъемки, еще на земле ученые извлекли его из стабилизирующей платформы и переустановили три его камеры под определенным углом друг к другу.

    По дороге домой Александр Шафранов подводит итоги. Настроить систему и получить качественные фотографии ученым удалось. Теперь важно качественно "сшить" разрозненные снимки. Для этого над созданием оригинального программного продукта трудятся молодые талантливые белорусские программисты. Также еще нужно довести до ума блок управления платформой. Продумать, как не только записывать и обрабатывать данные, но и сразу же передать их на землю. Опытный образец должен быть готов к концу декабря 2016 года. Его передадут в опытную эксплуатацию предприятию "Беллесавиа". А оно уже сможет использовать комплекс для мониторинга чрезвычайных ситуаций...

    Поделиться