27.11.2014 13:27
    Поделиться

    Воронежских модниц научили делать платья за десять минут

    Первая портниха Аллы Пугачевой, автор оригинального подхода к конструированию одежды Любовь Аксенова оценила в Воронеже работы молодых модельеров и показала, как обернуться в кусок ткани, чтобы получился вечерний наряд.

    К приезду мастерицы из Москвы устроили тематическое дефиле: все вещи на моделях представляли собой либо реконструкцию старинных костюмов (народных, придворных, церемониальных), либо вариации на их тему. Особенно много было свадебных платьев: казахское, корейское, адыгейское, осетинское, русское дворянское… Публика увидела женскую одежду эпохи Ивана Грозного и английского Ренессанса, многослойные комплекты, которые в XIX веке носили крестьянки Новгородской губернии и хуторянки из-под Киева. У всех моделей имелись исторические прототипы: девушки-дизайнеры искали фотографии или рисунки в Интернете и создавали для них выкройки по ускоренному методу Аксеновой. Самый древний образец был у костюма корейской невесты - в музее он датирован 1391 годом!

    Бывший бухгалтер, а теперь портниха-надомница Мария Любимова мечтала выйти замуж в платье русской императрицы, но вовремя поняла, что шить его ей пришлось бы лет десять:

    - Остановилась на более простом французском свадебном наряде с рукавами-буфами 1900-х годов, его оригинал хранится в японском институте истории костюма. Меньше четырех месяцев ушло! Ничего винтажного тут нет, но материалы подбирала качественные - итальянский шелк, французское кружево, стразы Swarovski… Ниток, наверное, километр извела. Весит это платье больше десяти килограммов - а что поделать, ткани несколько метров, плюс корсет, фижмы, одного бисера - полкило. Красавицам прошлого надо было быть очень выносливыми.

    Наградив начинающих дизайнеров, Любовь Аксенова дала урок экспресс-моделирования для тех, кто хочет соорудить платье или юбку вообще без выкройки. Из нескольких кусков ткани она за считанные минуты соорудила прямо на девушках-моделях платья и юбки - на каждый день и "на выход". Попутно раскрывая маленькие секреты - как набросать окат рукава по контуру собственной ладони, где сделать прорезь для головы, чтобы в два счета получить сарафан с американской проймой… Под конец сочинила целый бальный туалет с рукавами-крыльями, растущими из спинки, в шутку пояснив: "Меньше размахивать конечностями будете, это девушкам идет".

    А когда-то она шила, наоборот, просторные балахоны - чтобы молодой и эксцентричной Пугачевой было удобнее создавать сценические образы. Авторство тех платьев ныне приписывают то одному, то другому художнику (после эскиза Вячеслава Зайцева певица тяготела к этому фасону).

    Советую ученицам ходить с телефоном по хорошим бутикам: понравилась где-то отделка сфотографируйте, дома разберетесь, пригодится

    Любовь Аксенова: Мы с Аллой работали с 1977 по 1982 год, и хотя я очень много упустила из-за этого в своей семье, мне нравилось ее обшивать. Потом наши пути разошлись: были и наветы, и объективные причины - она стала выездной, стала привозить хорошую одежду. Остались мои платья в фильме "Женщина, которая поет" (я сама там в начале стою с бюстом Сократа), остался знаменитый красно-черный балахон, в котором Пугачева победила в Сопоте в 1978-м. Конечно, оригинал до наших дней не дожил, но когда встал вопрос о восстановлении костюма для историка моды Александра Васильева, Алла его направила ко мне.

    У вас остались "звездные" клиенты?

    Любовь Аксенова: Очень мало. Ангелина Вовк, например. Многие девочки уже ушли, как Людмила Касаткина, Царство ей Небесное… Другие в основном дома сидят. Нарядов много. Ну, располнеет кто-то - "Любань, приходи, расставим…", вот и все. А за новыми я не гонюсь. Эти креативные лоскуты, которые на себя молодежь цепляет, молодежь и должна шить. Мне нравилось Валентину Леонтьеву обшивать, Тамару Синявскую, Татьяну Шмыгу… Начинала у Тамары Макаровой и Сергея Аполлинарьевича Герасимова, он любил хорошо одеваться. Удивительные люди были. Герасимов с возрастом похудел, и требовалось массу английских костюмов - штук 20 - полностью переделать. Я получала от этого наслаждение и цеплялась за любую работу, где можно было подсмотреть, как сделаны заграничные вещи. У наших технологов тоже было чему поучиться, но нередко они становились заложниками своего бездумного руководства. Плюс-минус два миллиметра, условно говоря, считалось браком, сама "сборка" вещи оказывалась неудобной для швеи. А английский пиджак ты подпорол - и сразу видишь, что за чем шло, все продумано до мелочей. Я и сейчас ученицам советую с телефоном по хорошим бутикам ходить: понравилась где-то отделка или крой - сфотографируйте, дома разберетесь, пригодится.

    Ваш авторский метод опирается на приемы, которыми, как вы предполагаете, пользовались портные до изобретения сантиметровой ленты (а ей около 200 лет). Как возник этот интерес к истории одежды?

    Любовь Аксенова: На родине, в Грозном, у нас были армянская, еврейская, татарская слободки, все жили дружно, во Дворце пионеров я ходила на кружок - танцы народов СССР. И видела, что родители не знали, как шить сценические костюмы. Потом столкнулась с этим, когда водила своих детей в детсад и школу. Одна-две мамы что-то соображали, остальные бог знает что на ребят нацепят - дети комплексуют, это тянется дальше в жизнь, зачем?.. И как-то пришло осознание, что надо свой опыт передать в простой форме. Как кроили в старину? Что, кто-то снимал сто мерок с короля, чертил таблицы? А конструкции были отточены идеально, взять тот же жюстокор, по принципу которого все высококачественные мужские пиджаки и по сей день делаются. Ну и вот я смотрела в литературе рисунки и чертежи исторических костюмов, переводила самые известные выкройки на язык нормированных параметров. Очень приятно узнавать, что благодаря готовым схемам, которые легко видоизменить под конкретную фигуру, родители шьют костюмы, допустим, для школьных театральных постановок. Так ведь Пушкина с Гоголем "проходить" интереснее, правда?

    Как сделать платье на себе

    - берите стрейчевые ткани или трикотаж, чтобы изделие хорошо легло по фигуре без лишних швов;

    - самое простое - балахон из широкого полотна с броским рисунком: складываете отрез пополам (по поперечной нити), в центре вырезаете дырку для головы, при примерке скалываете бока и драпируете складки по плечам;

    - узкую длинную ткань можно обмотать вокруг себя по диагонали и сколоть, а потом сострочить или даже оставить на английских булавках, если края не осыпаются;

    - лишние лоскуты или концы ткани при примерке клейте скотчем прямо к телу - по ходу дела сообразите, где их приспособить;

    - вместо вытачек по талии скрутите излишки ткани в розетку и закрепите (не забыв выровнять линию низа);

    - если ткани много, юбка-макси (с запахом или сшитая) - ваше все: и недостатки скроет, и позволит использовать тот же отрез повторно.

    Глаз наметанный

    Как обилие заказов заставило изобрести новый метод кроя

    Любовь Аксенова - член союза дизайнеров РФ - прошла путь от закройщицы в ателье до личной портнихи советских "випов". Сотрудничала со Славой Зайцевым. Чтобы не мучиться с множеством мерок, придумала систему норм кроя, основанную на знании пропорций. В годы перестройки "Любакс" осваивали по журналу "Работница", потом были телепрограммы и книги. Метод Аксеновой преподают в России и ближнем зарубежье.

    Поделиться