23.11.2014 13:29
    Поделиться

    Воронежских модниц научили кроить платья прямо на теле

    Известный конструктор одежды Любовь Аксенова, шившая костюмы для звезд советской эстрады, оценила работы молодых модельеров из Воронежа и показала, как обернуться в кусок ткани, чтобы получился вечерний наряд.

    Поскольку кредо мастера - опора на историю (в принципах кроя, фасонах и деталях), к приезду Аксеновой приурочили специальное дефиле: все модели представляли собой либо реконструкцию, либо вариацию на тему старинной одежды - народной или "великосветской". Особенно много было свадебных платьев: казахское, корейское, адыгейское, русское дворянское… В последнем, кстати, вышла очаровательная негритянка, вызвав бурю аплодисментов. Не меньший восторг - в том числе у авторитетной гостьи - вызвала пара "новобрачных" в костюмах, характерных для Осетии XIX века. Публика увидела женские платья эпохи Ивана Грозного и английского Ренессанса, праздничный наряд крестьянки Новгородской губернии и хуторянки из-под Киева. Самый старинный прототип был у церемониального костюма корейской невесты - в музее он датирован 1391 годом!

    - Для своей свадьбы хотелось сшить что-то необычное. Думала повторить платье какой-нибудь русской императрицы, но вовремя поняла, что на это мне потребовалось бы лет десять. Выбрала более простой вариант, французский 1900-х годов - оригинал хранится в японском институте истории костюма. Фотографию я в Интернете нашла и воспроизвела конструкцию по методу Аксеновой, - рассказала Мария Любимова о голубом наряде, который шила около четырех месяцев. - В прошлом веке красавицам надо было быть очень выносливыми - это платье весит больше десяти килограммов! Еще бы - итальянского шелка несколько метров, французское кружево, полкило бисера, стразы Swarovski, плюс корсет, буфы, фижмы, нижняя юбка… Синтетических ниток, наверное, километр извела.

    Мария всерьез увлеклась созданием одежды четыре года назад. Тяга к рисованию и прочим художествам была с детства, но трудилась девушка бухгалтером. Окончив курс дизайна и конструирования (сначала общий, затем - с фокусом на старинный и сценический костюм), прежнюю работу оставила и теперь занимается только шитьем: "Заказывают и повседневные модели, и свадебные, и другие праздничные. А сестра делает украшения, такой у нас семейный подряд".

    Уровень дизайнерской "самодеятельности" в Воронеже Любовь Аксенова оценила довольно высоко, а для тех, кто только пробует держать в руках иголку, дала небольшой мастер-класс. Из нескольких кусков трикотажа (он не сыплется и хорошо ложится по фигуре), а также полотен с четким узором (с ним выигрышно смотрится самый простой крой) она за считанные минуты соорудила платья и юбки на каждый день и "на выход". Делала прорези для головы или рук, оборачивала тканью бедра по диагонали и попутно раскрывала маленькие секреты: набросать окат рукава можно по контуру собственной ладони, временно ненужные лоскуты - посадить при примерке на скотч, а силуэт юбки-макси - определить одним движением руки с ножницами. Под конец сочинила целый бальный туалет с рукавами-крыльями, растущими из спинки.

    - Меньше размахивать руками будете, это девушкам идет, - пошутила Любовь Яковлевна, ловко драпируя складки прямо на модели. - Сейчас столько всяких булавок красивых, что платье на один вечер необязательно шить - можно все подколоть. Вместо вытачек по талии р-раз! - и в розетку ткань закрутили на боку. Это никакую фигуру не испортит, даже если вам… за 48.

    Для подобных фокусов, конечно, надо иметь либо большой опыт, либо хороший глазомер и кураж. Аксенова оттачивает свой метод всю профессиональную жизнь. Она изучала по книгам костюмы, созданные до появления сантиметровой ленты. Знакомилась с иностранными практиками кроя благодаря известным деятелям культуры, которые привозили из загранкомандировок качественные вещи и просили их подогнать под себя. Муслиму Магомаеву приходилось отпускать рукава, Сергею Герасимову - ушивать костюмы. Любовь Яковлевна признается, что такая черновая работа приносила ей наслаждение: подпоров строчку, можно было сообразить, как сделана та или иная вещь, подметить более рациональную, чем у советских технологов, последовательность "сборки" деталей. И сегодня Аксенова советует ученицам время от времени прогуливаться по бутикам, чтобы посмотреть, как сделана одежда высококлассных брендов. А если совсем ничего непонятно, не грех и сфотографировать понравившуюся модель на телефон, чтобы покумекать дома.

    - Я начала шить с семи лет. Портила жутко! Один раз угробила дорогущую по тем временам ткань, штапель, и мама воскликнула: "Ну мне бить тебя, что ли, или все же кто-нибудь из тебя получится?" Дорогие родители, не ругайте детей за такие "проступки", ведь если не заглушить желание научиться - все достижимо! - подчеркнула Любовь Аксенова. - Когда я в свое время просчитывала нормы - единицы измерения в своей системе кроя, то размышляла о том, что не всем дано разобраться в традиционной методике моделирования одежды, во всех этих таблицах, расчетах… К тому же времени у нас все меньше и меньше, нужны скоростные решения. Но уметь сшить платье себе, рубашку мужу и карнавальный костюм ребенку должна любая женщина. Нельзя же носить только ширпотреб, который сидит вкривь и вкось, потому что лекала одни для всех. Человек имеет право быть двухметровым или коротышкой, с коротковатыми ногами или длинноватыми руками - и выглядеть достойно.

    Увы, уроки кройки и шитья в школах стали редкостью. "Будь я помоложе и поэнергичнее - до президента бы дошла, чтобы доказать, что домоводство - полноценный предмет, от которого нельзя отказываться даже в век компьютерных технологий", - вздохнула мастерица. И действительно - интерес к всевозможным курсам по рукоделию в крупных городах не ослабевает.

    Справка "РГ"

    Любовь Аксенова - член союза дизайнеров России и академии Домов российской моды. Начинала закройщицей в ателье, была художником по костюмам на "Мосфильме", преподавала в ЦДХ на Крымском валу, сотрудничала со Славой Зайцевым. Аксенова была первой личной портнихой Аллы Пугачевой. Шила костюмы для ансамбля "Березка" и Нани Брегвадзе, Ангелины Вовк и Валентины Леонтьевой. Чтобы упростить построение выкроек и не мучиться с множеством мерок, придумала авторский метод "Любакс" - где одежда создается буквально на глазок. В перестроечные годы его осваивали многие благодаря журналу "Работница". Потом были телепрограммы, книги - а уже четверть века технологию Аксеновой преподают в школах кроя в России и ближнем зарубежье. Сегодня их около 70.

    Поделиться