21.11.2014 00:35
    Поделиться

    Виталий Кличко оставил киевских детей без Деда Мороза

    Киевских детей на Новый год оставили без Деда Мороза
    Мэр Киева Виталий Кличко утвердил программу празднования Нового года и Рождества в украинской столице. Там считают, что "пора вернуть традиции Украине и вспомнить святого Николая", который будет поздравлять детей вместо "советского Деда Мороза".

    По такому случаю 19 декабря на территории национального заповедника "София Киевская" состоится открытие "новогодней резиденции" святого Николая, а на следующий день от здания Киевской горадминистрации к Софийской площади, где установят главную елку страны, пройдет "парад волонтеров - помощников святого Николая" (судя по всему, Снегурочки к участию допущены не будут).

    "Обычно праздник на Украине состоял из эклектики американского и советского Нового года и соревнования за детей между Санта-Клаусом и Дедом Морозом", - пояснил Олег Скрипка, солист группы "Вопли Видоплясова", выступающий учредителем одного из новогодних фестивалей в Киеве. Теперь, по замыслу организаторов, у киевлян будет "по-настоящему украинский" Новый год.

    Эклектика, о которой говорил Скрипка, действительно осталась - в представлениях об "истинно национальных" атрибутах Нового года и Рождества. Начать с того, что святой Николай, он же Санта-Клаус, давно стал общеевропейским рождественским героем, облюбовал Новый Свет и ввиду победившей глобализации взял за правило раз в год облетать Землю на санях под хит Jingle Bells. Современные дети в Америке или Германии, ждущие подарков от Санты на Рождество, вряд ли слышали предание о том, как в IV веке новой эры архиепископ города Миры, что неподалеку от современного турецкого курорта Анталья, спас трех дочерей бедняка от позора в доме терпимости, тайком подложив им в чулки, вывешенные сушиться на ночь, по золотому слитку. Образ святого Николауса давно стал секулярным, впрочем, не везде в Европе. Так, в Польше святому Миколаю ничто не мешает выполнять традиционную роль дарителя подарков детворе и оставаться популярным действующим святым.

    Бесспорно, святитель Николай (святий Миколай) исстари был одним из самых почитаемых на Украине христианских заступников, а "миколайчики" - подарочки, которые сельские дети находили под подушкой в ночь с 18 на 19 декабря (один из праздников святого Николая в православной церкви), конечно же, его рук дело. Однако нельзя забывать и о том, что Николай Чудотворец превратился без преувеличения в любимейшего святого на всей Руси, где его почитание стало быстро и повсеместно распространяться с XI века. Так, число посвященных ему церквей и написанных икон в дореволюционное время уступало только образам и храмам в честь Богородицы. В Москве, к примеру, канун "Николы зимнего" всегда отмечался как особый праздник, и ни одному другому святому в российской столице не было посвящено столько приходских церквей. О "главном московском святом" напоминает и улица Никольская, которая упирается аккурат в Красную площадь и подводит к Никольской башне Кремля, где в советское время чудом уцелела и в 2010 году была обнаружена под штукатуркой древняя надвратная икона Николы Можайского. В этом смысле небесный покровитель города святой Николай Угодник - персонаж не менее "москальский", чем Дед Мороз, откреститься от которого решили киевские власти.

    С другой стороны, и старого доброго Деда нельзя назвать ветераном исключительно советского сказочного фронта. Морозко с незапамятных времен был популярным героем восточнославянского фольклора. В высокую литературу его ввел князь Владимир Одоевский, опубликовавший в 1840 году сказку "Мороз Иванович". Любопытно, что вовсе не в советское время, а во второй половине XIX века власти попытались сделать из Морозки эдакого самобытного "рождественского деда". Так что привычный нам образ полностью сложился уже к началу XX столетия. При этом он вовсе не конкурировал со святым Николаем, который не имел прямого отношения к новогодним праздникам, хотя и воспринимался в народном календаре как предвестник зимней Рождественской тайны. С рождественскими тайнами большевики, как известно, разобрались. Но примечательно, что Дед Мороз также подвергался репрессиям и в 1929 году стал персоной нон грата в стране Советов. Вернулся он к советским детям в канун 1936 нового года, но, разумеется, уже безо всякой рождественской атрибутики. Кстати, его официальное возвращение произошло не в Москве, а в Харькове, на елке в первом открывшемся в СССР Дворце пионеров.

    Пока же киевские власти выбирают между "советским Дедом" и "украинским Николаем", многочисленные агентства, которые занимаются организацией праздников и корпоративов в украинской столице, не спешат перекраивать программы. Они признают, что главными и по-прежнему желанными гостями детских утренников остаются Дед Мороз со Снегурочкой, готовые к встрече нового, 2015-го года.

    Мнение

    Протоиерей Александр (Ильяшенко), настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре:

    Мне кажется, замена Деда Мороза на святителя Николая - надуманное решение, которое принимается не для того, чтобы создать новую хорошую традицию, а в пику нашей общей советской. Но одновременно получается, что это и против православных обычаев. Никогда в Православии Новый год не отожествлялся со Святителем Николаем. Святителя Николая - святого чудотворца, архиепископа Мир Ликийских (Византия), жившего в IV веке, почитают и на Западе, и в восточном христианстве. Известно, что он бескорыстно и щедро помогал нуждающимся, и на Западе эпизод из Жития святого, когда он, желая помочь тайно, подбросил трем бедным девушкам деньги, трансформировался в обычай подкладывать подарки в носки. Но в России это не было принято. Ну а сейчас Санта-Клаус - дословно Святой Николай воспринимается совершенно оторвано от святителя Николая, связь есть, но она очень отдаленная. Потому что Санта-Клаус сейчас превращен скорее в диснеевского персонажа, коммерческий продукт, помогающий продавать товары к празднику, и это огромное упрощение и искажение образа святого.

    Связывать Новый год с церковным днем памяти святого Николая Чудотворца - странное нововведение. В связи с этим мне вспомнилась такая притча. Некий разбойник, перед тем как идти на промысел, молился перед иконой святителя Николая. Многократно ему все сходило с рук, но однажды он попался. И вот разбойник, убегая от погони, бежит в лес и видит там труп дохлой лошади со вспоротым брюхом. Разбойник от безвыходности прячется в этом брюхе, погоня летит мимо. Отсидевшись, спасенный разбойник возвращается домой, и даже опять молится святителю Николаю, а потом, радостный, что спасся, засыпает. И во сне ему является святитель Николай и спрашивает: "Скажи, хорошо ли тебе было в брюхе дохлой лошади?" "Ой, плохо, невыносимо - смрадно! Зловонно!" "Вот так же и мне твои молитвы!", - отвечает святой. Понимаете, не все молитвы, которые мы возносим к Богу, богоугодны. Мне кажется, и в этом случае исходят не из того, а угодна ли святителю Николаю та затея, которую пытаются прикрутить к его имени. Нельзя использовать имя святого на потребу своим - политическим ли, экономическим интересам. Кощунственно из самого святого пытаться извлечь выгоду - коммерческую, политическую. Это знамение нашего торгашеского века, когда в эпоху капитализации предметом торговли пытаются сделать все.

    Что касается Деда Мороза, то и как священник, и как отец (у меня 12 детей), и как дедушка (у меня 36 внуков), я не вижу никакого святотатства в традиции праздновать Новый год с Дедом Морозом. Нет тут ничего такого, что могло бы вызвать негодование верующих! Приходит Дедушка Мороз с подарками - и это то волшебное и таинственное, что трогает сердце и душу ребенка, какая глупость это разрушать!

    Подготовила Мария Городова

    Поделиться