20.11.2014 00:07
    Поделиться

    Солист дуэта "Иван-да-Марья": Гармоника как инструмент возрождается

    В гостях у "СОЮЗа" - самобытный дуэт, владеющий игрой на хромке, ливенке, черепашке и саратовской гармонике
    Чтобы ответить на вопрос "Какую музыку хочет слушать страна?", проводятся многочисленные исследования, опросы, хит-парады. А в это время народ тянется к искренней и душевной мелодии, ценит свои корни и русскую песенную традицию. Дуэт "Иван-да-Марья" - это Павел Уханов, лицо "Тульской гармони", разработчик уникальной многотембровой гармони, способной звучать как орган. Катя Лещева - финалистка конкурса "Фактор А" на телеканале "Россия", обладательница специального приза "Золотая звезда" Аллы Пугачевой.

    Павел с Катей пришли в редакцию сразу после возвращения из Беларуси.

    Павел - этакий ухарь-купец с дюжиной гармошек. А Катя белая лебедушка.

    Павел, если не секрет, что вы делали в Беларуси?

    Паша: В Беларуси у меня всегда было много концертов, и преимущественно я выступал как солист оркестра русских народных инструментов. Но сейчас я вернулся из Гомеля, прямо пару дней назад, где был членом жюри международного конкурса "Золотая лира Полесья". Когда-то я сам принимал участие в этом конкурсе - теперь судил молодых гармонистов .

    Что вы закончили?

    Паша: Государственный музыкально-педагогический институт им. Ипполитова-Иванова по классу гармонь и аспирантуру там же. Стал работать уже с первых курсов.

    А трудовая где лежит?

    Паша: В доме творчества на Таганке. Я с 2003 года преподаю.

    Откуда вы приехали?

    Паша: Из Орла.

    Почему выбрали гармонь?

    Паша: В четыре года бабушка купила мне гармонь. Инструмент был тяжелый, полноценный. Сначала у педагога занимался, потом в музыкальной школе. Благодаря моему наставнику, орловскому композитору, заслуженному деятелю искусств Российской Федерации Евгению Петровичу Дербенко, который написал более полутора тысяч произведений для гармошки, меня стали приглашать на концерты. По этой дорожке я и пошел.

    Самый престижный гармошечный конкурс, который вы выиграли?

    Паша: "Золотой аккордеон" в Нью-Йорке, где я занял первое место. Инструмент гармоника популярен во всем мире. Он интернационален. На конкурсе можно было встретить музыкантов не только с нашими "хромками". Я участвовал в номинации "Диатоническая гармонь". Это очень серьезный конкурс. Я лауреат более 20 различных международных конкурсов.

    Катя, а вы откуда приехали в Москву?

    Катя: Я из города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа: до Москвы ехать трое с половиной суток. У меня очень рано начались гастроли и концерты. Уже с четырех лет я знала, что посвящу свою жизнь песне.

    Кто вас научил петь?

    Катя : У меня музыкальная семья. Дедушка - ветеран Великой Отечественной войны. Воевал на Халхин-Голе и в Корее. Играет на многих народных инструментах. Особенно отменно на балалайке. Бабушка пела с юных лет. Несмотря на возраст, она и сейчас солирует в хоре ветеранов. Отец - музыкант и педагог по классу фортепиано, баяна, гитары. В нашем поселке было пять педагогов по классу баяна. Сейчас число сократили. Дети выбирают для учебы саксофоны, фортепиано. Папа ушел на газовый промысел. Мама начинала как педагог хореографии. В четыре года меня отдали в музыкальную школу. Я поехала на конкурс и заняла первое место. На этом конкурсе меня заметили, и началась моя творческая деятельность. Родителям приходилось за 100 км меня возить в Ноябрьск в мороз минус 50. Если машина заглохнет, можно замерзнуть. Но их это не страшило, они ради меня готовы были все силы отдать. В Ноябрьске я прожила полтора года и уехала в Москву. Мне было 14 лет. Пора было уезжать из тундры.

    А как же школа?

    Катя: Экстерном закончила школу, получила аттестат и решила поступать в колледж эстрадного искусства при Гнесинке. Закончила колледж с красным дипломом, подписала контракт с продюсером Евгением Фридляндом, который меня заметил по передаче Аллы Пугачевой "Фактор А" на канале Россия.

    Расскажите о конкурсе.

    Катя: Я попала в группу "солисты до 25 лет", которую отбирали среди 4 тысяч человек. Затем попала в тройку финалистов. Получила приз Аллы Борисовны. Еще в пять лет я сказала, что познакомлюсь с Аллой Борисовной Пугачевой и получу от нее какой-нибудь приз. Я встретилась с ней, лично познакомилась и добилась, чего хотела. Мечта была достигнута.

    "Золотая звезда Аллы". Что это вам дало?

    Катя: Я познакомилась с продюсером Евгением Фридляндом. Я не рассчитывала на продюсирование Аллы Борисовны - конкурс этого не подразумевал. Она дарила свои звезды и денежные премии, которые артисту дают старт: возможность записать альбом, участвовать в концертах. Сам проект мне дал хорошую раскрутку. Сейчас я выступаю на концертах и преподаю вокал.

    Довольно раннее начало преподавательской деятельности!

    Катя: А я всегда хотела! Уверена в своих силах.

    Как познакомились с гармонистом Пашей?

    Катя: В продюсерском центре, после того как подписала контракт. До Паши пробовался другой гармонист, но что-то у нас не склеилось. И нашли Пашу. Выбор был невелик. Все хорошие гармонисты на виду. Это в основном все ученики Евгения Дербенко из Орла.

    Паша, вы являетесь стипендиатом фонда Владимира Спивакова. Что это вам дало?

    Паша: От фонда было много концертов, в которых я принимал участие. Поездки в Англию, во Францию. Я рос!

    Павел, вы лицо фабрики "Тульская гармонь", что это означает?

    Паша: Я играю на уникальных инструментах фабрики "Тульская гармонь". Тульское предприятие освоило выпуск гармоней, баянов, позволяющих расширить репертуар музыканта. В 2004 году мною был изготовлен уникальный инструмент вместе с тульскими мастерами, который ознаменовал новый этап в техническом развитии гармошки. На этом инструменте можно играть любую музыку от народных наигрышей до классики, от эстрады до авангарда. Он заменяет и орган, и фагот. Такой инструмент стал очень популярен среди музыкантов. На нем играют в передаче "Играй, гармонь!", куда меня постоянно приглашают. Это ручная работа. Сейчас их уже около 200 штук.

    Кто главный из вас: Павел или Катя?

    Катя: 50 на 50! Паша добрейший и ответственнейший человек. Он меня еще ни разу не подводил.

    Паша: Чуть не подвел один раз - уехал на концерт без гармошки. Еду по МКАДу, радуюсь, что пробки нет. Смотрю на всех людей, которые едут навстречу. Вернее, не едут, а стоят. И вдруг поворачиваю голову назад, чтобы взглянуть, как движется очередь, и вижу, что на заднем сиденье гармошки-то нет! И тут началась история гонок! Но я все же не опоздал!

    Катя: Были смешные случаи, что Паша перепутывал гармони!

    Паша: Гармоника не совсем подходящая для пения, если она одна. Она играет в ограниченном круге тональностей. Приходится голову ломать, сколько брать гармошек: либо много - либо мало.

    Катя: Я стараюсь медленно объявлять следующий номер, чтобы Паша смог переодеться и не перепутать гармошку.

    Как вам разрабатывали внешний образ?

    Катя: С нами работала команда стилистов. У Паши много гармоней - образы разрабатывают под этот "аксессуар".

    У вас есть сольные номера?

    Паша: Да. И у меня, и у Кати в концертной программе есть сольные выходы. Я все время экспериментирую. Некоторые гармошки появляются - некоторые исчезают, некоторые сдаю в ремонт. Самая старая, на которой есть дата, с 1807 года. Гармошки надо искать. Тульскую семиклавишную гармонику я нашел через сайт объявлений. Ей, возможно, лет 150.

    Какая у вас любимая гармонь?

    Паша: Моя тульская. Хромка. Именно на ней я учился. Этот инструмент сделан с любовью. Это не синтезатор. Я его в машине никогда не оставляю. Берегу. Потому что такого инструмента больше нет. Он для меня как человек.

    А какая гармоника самая дорогая?

    Паша: Она и есть самая дорогая.

    А самая уникальная в мире?

    Паша: У меня самая уникальная многотембровая.

    Гармоника как инструмент умирает?

    Паша: Возрождается! В обществе растет интерес к национальной музыке. Гигантская фабрика "Тульская гармонь" работает не покладая рук. У них очередь на несколько месяцев вперед, а раньше был простой. Я записал уроки собственной видеошколы игры на гармошке. И через Интернет заказывают диски от Владивостока до Бреста.

    Ваш дуэт работает в стиле музыкального фьюжена. Что это такое?

    Катя: Уникальный стиль смешения жанров и культур. Виртуозное владение игрой на хромке и ливенке, черепашке и саратовской гармонике в сочетании с вокалом.

    Вы же еще и в кино снимаетесь?

    Катя: Снялась в одной из главных ролей в романтической комедии "Узник старой усадьбы" вместе с Ксенией Лавровой-Глинкой и Сергеем Шнуровым. Я играла молодую певицу, которая исполняет и любит народную музыку.

    Паша: А я снимался в "Адъютантах любви", "Любовь как любовь", "Час Волкова", постоянный гость телепередачи "Играй, гармонь!"

    Ваша первая совместная песня?

    Катя: "Черно-белые клавиши" композитора Кима Брейтбурга, председателя жюри "Славянского базара в Витебске 2014". На нее же и первый клип был снят.

    Паша, а на каких еще инструментах вы играете?

    Паша: Музыкант должен быть мультиинструменталистом. Мне в кино приходилось играть в основном роли гармонистов. В "Адъютантах любви" я должен был играть гармониста, но режиссер очень следил за исторической достоверностью. В конце XVIII века гармошки не было, с чем я согласился. Я взял в руки гитару. Так мало того, мне пришлось в студии все исполнить на гитаре.

    Какие песни просят исполнить на бис?

    Катя: Народ соскучился по народным песням в современной стилистике. Мы развиваем русскую певческую культуру, но в современной аранжировке. Мы исполняем песни с глубоким смыслом, с элементами фольклора.

    Вы аранжируете песни, любимые народом?

    Паша: У нас преобладает собственный репертуар. Хотя в программе есть и любимые народом песни.

    Что такое народная песня?

    Паша: Народная песня - это песня, которую поет народ.

    Поделиться