19.11.2014 19:59
    Поделиться

    На Ямале разработают свод законов об оленеводстве

    В дискуссиях международного форума "Сохранение и устойчивое развитие Арктики: правовые аспекты", состоявшегося недавно в Санкт-Петербурге, активно участвовали депутаты Законодательного собрания ЯНАО во главе со спикером Сергеем Харючи.

    В 2011 году форум поспособствовал внесению в федеральное законодательство принципиальных поправок, сформулированных ямальским парламентом. Они касались паспортной регистрации по месту жительства граждан, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни. На этот раз в числе прочих актуальных тем обсуждались концепция поправок в ФЗ "О гарантиях прав коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ", а также необходимость скорейшего принятия федерального закона "О государственной поддержке северного оленеводства".

    В чем суть инициатив ямальских парламентариев, рассказал председатель комитета по делам национальностей и общественных объединений окружного Заксобрания Александр Евай.

    Разработан законопроект автономного округа об оленеводстве. Какова его судьба и почему северяне с таким нетерпением ждут федерального закона?

    Александр Евай: Проект окружного закона готов, рабочая группа корпела над его положениями даже в разгар летних отпусков. Юридическая шлифовка завершается. Надеюсь, в ближайшее время он будет вынесен на рассмотрение Заксобрания. Но следует понимать: поле действия этого закона априори ограничено - мы можем регулировать только то, что входит в полномочия субъекта РФ. Скажем, определять планку предельной численности животных, обязательства органов власти и условия господдержки оленеводов, ставки субсидий и закупочные цены на мясо.

    Есть проблемы, решение которых не входит в компетенцию региона. Для кочевников, ведущих хозяйство самостоятельно, самая острая - отсутствие документально закрепленного права на выпас животных, права на землю. Его не было при советской власти, что объяснимо, но нет и сейчас. Угодья арендуют предприятия - ООО, ЗАО, сельхозкооперативы. Они при желании могут заявить частникам: пастбища наши, либо платите за пользование, либо покиньте территорию. К примеру, хозяйство из Республики Коми, арендующее пастбища в Приуральском районе ЯНАО, в свое время предъявило частникам миллионные иски за "незаконное пользование". А как по закону, если для семейных хозяйств он не писан? Специфика северного природопользования в существующих нормативных актах не отражена. Выход - в принятии специального федерального закона об оленеводстве, где одно из основных положений - право на бесплатное землепользование.

    Но ведь это не позволит автоматически избавиться от другой проблемы арктического края - нехватки пастбищных угодий для огромного оленьего стада.

    Александр Евай: Ямальское стадо, как вы знаете, за прошлую зиму резко сократилось. Погода "удружила" еще осенью: рано выпавший снег подтаял и после мороза превратился в прочную ледяную корку. Животные не могли разбить ее копытами, чтобы добраться до ягеля. Потом положение усугубили обильные снегопады. От бескормицы, истощения погибло, по последним, все еще неполным, данным, около 90 тысяч оленей - каждый восьмой на Ямале. Тем, кто не знаком с бытовым укладом, с мировоззрением кочевников, трудно представить, какой это для них удар.

    Надо отдать должное правительству округа, оно ввело режим чрезвычайной ситуации, чтобы экстренно, минуя затяжные бюрократические процедуры, помочь попавшим в беду хозяйствам, завезти в тундру корма. Пострадавших поддерживают рублем - 90 миллионов выделено из бюджета на компенсации.

    Но деньгами потери не восполнишь. Без оленей в тундре делать нечего, надо переходить на оседлый образ жизни. Для кочевников - шаг болезненный. Для казны - дополнительные траты, связанные с незапланированными социальными обязательствами. Исходя из сугубо прагматических соображений, дешевле вложиться в воспроизводство животных.

    Вместе с тем, согласен, в целом поголовье чрезмерно велико, кормовая база истощена, для ее восполнения требуются десятки лет. В первой половине ХХ века оленей на Ямале было несравнимо меньше. Без сознательных ограничений не обойтись. Стимулирующие экономические регуляторы должна предложить власть.

    Не стоит, наверное, пренебрегать опытом скандинавских стран. Там все прописано от а до я. Оленеводы берут на себя обязательства не превышать определенную численность животных (для каждой местности она своя, и предусмотрены серьезные санкции за нарушения) и в определенный срок сдавать заготовителям столько-то голов. Выстроена четкая технологическая и правовая цепочка, ее ключевое звено - общественное самоуправление, самоорганизация оленеводов. Но учтем: в Скандинавии оленеводство представлено главным образом частными собственниками.

    Похоже, Александр Вадетович, придется перенимать и опыт изгородного выпаса животных?

    Александр Евай: Это уже сейчас неизбежно для районов интенсивного промышленного освоения в лесной и лесотундровой зонах. Нефтегазовые компании продвигаются все дальше на север, занимая десятки тысяч гектаров ягельников, перекрывая пути каслания. Сколько ни обустраивай переходы, пространство сужается. Эксперименты по выпасу на контролируемой территории идут. Одно из хозяйств Надымского района использует систему "электронного пастуха". Автономный округ закупил 153 километра мобильной изгороди. В ней, замкнутой по определенному периметру и находящейся под слабым напряжением, выпасалось сначала около пяти тысяч оленей, сейчас - в полтора раза больше. В Пуровском районе, где множество промышленных и инфраструктурных объектов, используют так называемые передвижные отсекающие изгороди, не позволяющие стаду разбредаться, двигаться в нежелательном направлении.

    И все-таки вопросы технологий, регулирования численности животных вторичны по отношению к вопросам правовым. Кочевников не приравняешь к классическим животноводам, им нужен свой свод законов.

    прямая речь

    Сергей Харючи, председатель Законодательного собрания ЯНАО:

    - В нашем регионе действуют 38 законов, в которых прописаны вопросы защиты исконной среды обитания коренных жителей Севера, традиционного образа жизни и природопользования. Сейчас мои коллеги размышляют о возможности систематизации законодательства округа, касающегося этих вопросов. Предполагается принятие всеобъемлющего правового акта - кодекса о коренных малочисленных народах Севера. Думаю, в этом есть резон. Станет проще выявлять и устранять имеющиеся в профильных законах пробелы, несогласования, противоречия. В царской России, напомню, действовал устав об управлении инородцев, в последующем трансформированный в положение об инородцах. Кодексы современной России (гражданский, земельный, налоговый и другие) включают нормы, связанные предметом регулирования однородных отношений. Но юридическая доктрина не исключает формирования комплексных нормативных правовых актов в целях достижения определенного практического результата. К чему мы, собственно, и стремимся.

    Между тем

    Профильный департамент правительства ЯНАО планирует внести на рассмотрение Заксобрания поправки в региональный закон об исконной среде обитания коренных малочисленных народов. В частности, с целью закрепления соответствующих бюджетных обязательств региона.

    Поделиться