18.11.2014 00:44
    Поделиться

    Минпромторг: Грузовики и автобусы старше 15 лет надо отправить в утиль

    Грузовики старше 15 лет отправят в утиль

    Минпромторг выступил с инициативой по ограничению срока эксплуатации транспортных средств. Подробности "РГБ" рассказал директор департамента транспортного и специального машиностроения минпромторга Александр Морозов.

    - Александр Николаевич, чем вызвана необходимость ограничивать возраст автомобилей?

    - Подавляющее большинство автомобилей в России вышли за пределы ресурса службы. По мере роста пробега усталостные напряжения в конструкциях возрастают в 1,4-2,5 раза, растет несоответствие современным требованиям экологической безопасности, высока вероятность внезапного выхода из строя во время движения узлов и агрегатов. При этом обновление качественного состава транспорта, особенно грузовиков и автобусов, идет очень медленно. "Выбытие" старых грузовиков составляет всего 5,3% в год, автобусов - около 5,7%. Такие машины - источник угрозы безопасности на дорогах. Помимо повышенной аварийности они приводят и к повышению цен на перевозки.

    В целом же средние и тяжелые коммерческие автомобили, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, составляют около 85% от объема парка. Со сроком эксплуатации более 15 лет - 70%, более 20 лет - 51%.

    - Коснутся ли поправки в Закон "О безопасности дорожного движения" личных авто граждан или только коммерческого пассажирского и грузового транспорта? Будет ли этот срок разным для личных и корпоративных ТС?

    - В первую очередь предельные сроки эксплуатации должны быть введены в отношении автобусов и грузовиков, именно эти старые автомобили больше всего угрожают безопасности людей на дорогах. Окончательное определение видов и категорий транспортных средств и предельных сроков их эксплуатации будет принимать правительство. Минпромторг предлагает в утиль все грузовые автомобили и автобусы старше 15 лет, используемые в коммерческой деятельности. Для этого должен быть установлен переходный период.

    - Какие еще есть пути обновления автопарков предприятий?

    - Замена транспортного налога на экологический. Мы смещаем центр ответственности с лошадиных сил на кубические сантиметры, экологический класс и возраст автомобиля. Математическая модель нового налога, который сменит транспортный, уже согласована с минфином. Этот нормативный акт находится в процессе подготовки.

    - Предыдущая программа утилизации стимулировала продажи новых авто отечественного производства. А насколько она оказалась эффективной в сегменте коммерческого транспорта?

    - Предыдущая программа утилизации действовала ограниченно - распространялась только на легковые автомобили, принять участие в ней могли только физлица. Новая Программа обновления имеет принципиально важные отличия: в ней участвуют как физлица, так и юрлица, то есть предприниматели. Программа распространяется на коммерческие легковые и грузовые машины, а также на автобусы. Задействован механизм "трейд-ин". Рекомендуемый размер скидки не зависит от стоимости старой машины и варьируется по типам приобретаемых автомобилей. Максимальную скидку смогут получить покупатели грузовиков и автобусов.

    - Из каких источников финансируется программа утилизации, которая продлится до конца года?

    - Компенсация затрат автопроизводителям, участвующим в программе, будет выдана из бюджета через субсидии в конце 2014 года. Потраченные на выплату компенсаций автодилерам 10 млрд рублей вернутся в бюджет в размере 15 млрд в виде налогов с проданных автомобилей. Это хороший эффект.

    - Сколько рассчитываете продать новых автомобилей?

    - До конца года автоконцерны планируют реализовать до 170 тыс. единиц машин. Уже сейчас ясно, что программа может быть выполнена раньше срока. Продано уже 70 тыс. машин. Динамика продаж показывает рост - до 20 тыс. машин в неделю. Не исключено, программа будет пролонгирована в 2015 году.

    - С января 2015 года импортировать в Россию и здесь производить можно будет только грузовики класса Евро-5 и выше. Когда и каким образом намечается выводить из оборота грузовики низкого экологического класса?

    - Напомню, что с 1 января 2015 года вступает в силу технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". В нем установлены требования к выбросам, соответствующим экологическому классу 5 для выпускаемых в обращение на территорию Таможенного союза транспортных средств. При этом требования по экологической безопасности не применяются для транспортных средств, уже находящихся в эксплуатации.

    До 1 июля 2016 года таким образом допускается производство и выпуск автомобилей в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными законодательством государств - членов Таможенного союза. Для этого владельцы должны иметь на руках документы об оценке соответствия, выданные или принятые до вступления в силу технического регламента.

    - А насколько, по прогнозам минпромторга, увеличится производство в России экологически чистых авто?

    - После вступления в силу новых требований крупнейший отечественный производитель грузовых автомобилей КАМАЗ планирует изготовить около 40 тыс. машин, соответствующих нормативам выбросов экологического класса 5, вместо машин экологического класса 4.

    - Не возникнет ли в связи с этим "конфликта" транспортных средств стандарта Евро-5 с некачественным топливом, на которое иногда еще можно "нарваться" во многих регионах страны?

    - Эта проблема будет решаться постепенно. Вне крупных городов, в удаленных районах и сельской местности, где качество топлива остается на низком уровне, организации неохотно приобретают транспортные средства, в конструкции которых применены технологии, позволяющие соответствовать современным требованиям к вредным выбросам.

    В результате производители отечественной грузовой и специальной техники ограничены в возможности наращивания сбыта. Например, продажи грузовой техники КАМАЗ в первом полугодии составили чуть больше 16 тыс. единиц (16 352), что на 13% меньше аналогичного показателя 2013 года. Однако инфраструктура охвата качественным топливом всей территории страны сейчас находится в активной стадии становления.

    Поделиться