18.11.2014 00:44
    Поделиться

    Продавцы модной одежды теряют покупателей

    Продавцы модной одежды недосчитались покупателей
    Осень принесла резидентам столичных торговых центров падение посещаемости и как следствие снижение оборота. По данным опроса Knight Frank, некоторые крупные торговые операторы в октябре получили снижение посещаемости своих магазинов до 20%. В среднем по рынку сокращение оборотов торговых операторов - 5-10% относительно октября 2013 года. Посещаемость московских торговых центров снизилась на 5%.

    Продавцы разных профилей и ценовых сегментов по-разному переживают спад. Сложнее всего приходится fashion-брендам ценовой категории "средний плюс". Магазины одежды этого сегмента уже пошли на сокращение своей маржи на 4-6%, отмечает Юлия Соколова, директор по сдаче в аренду торговых центров компании Knight Frank: "Сокращение среднего чека здесь 5-7%. Ретейлеры подняли цены, потому что выросла закупка. Кроме того, у них копится большой сток. Покупатели стали очень серьезно подходить к своим тратам. Некоторым арендаторам торговых центров сегодня не на что покупать новые коллекции".

    На операторов, реализующих европейские и американские товары, значительное давление оказывает продолжающееся ослабление рубля, что приводит к снижению маржинальности бизнеса. В качестве примера можно привести группу компаний "Маратекс", которая приняла решение о закрытии в России сетей OVS, River Island и Esprit, развиваемых компанией по франшизе. Тот, кто не готов к таким радикальным действиям, вынужден поднимать конечную цену товаров. Уже сейчас заметно повышение цен на некоторые позиции до 10%.

    Большинство операторов пересмотрели планы экспансии. На начало ноября, по данным Knight Frank, более 100 сетей приостановили свое развитие в России. Особую осторожность операторы проявляют в отношении новых торговых объектов. Теперь для открытия магазинов они рассматривают только беспроигрышные варианты.

    Лучше чувствуют себя продавцы детских товаров. "В этом сегменте снизился средний чек. Люди не экономят на детях, но покупать стали все-таки меньше. Чтобы не увеличивать стоимость товаров, магазины уменьшают маржу. Конкуренция в этом сегменте очень высокая", - говорит эксперт Knight Frank.

    Наиболее оптимистичны сегодня продуктовые сети, некоторые из них (преимущественно низкого и среднего ценовых сегментов) отмечают рост числа посетителей. "В условиях нестабильности в экономике наибольшей "подушкой безопасности" обладает продуктовая розница: людям всегда нужно покупать еду и товары личной гигиены. Тем более что по ряду категорий россияне сокращают потребление неохотно - только 21% готовы переключиться на более дешевый алкоголь и лишь 17% будут экономить на сигаретах. Среди всех форматов торговли тяжелее всего придется гипермаркетам. Во-первых, они уже пострадали из-за сужения ассортимента. А во-вторых, в кризисные времена покупатели традиционно отказываются от совершения больших закупок и ходят за товарами скорее в дискаунтеры или супермаркеты", - говорит Илона Лепп, директор по работе с розничными сетями компании Nielsen Россия.

    Приспосабливается к новой ситуации и рынок коммерческой недвижимости. "В большинстве торговых центров, где величина арендной платы привязана к иностранной валюте, владельцы и управляющие площадей пойдут либо на снижение арендных ставок, либо на предоставление временных скидок, - говорит Олег Рыжов, генеральный директор ROSS Group. - Впрочем, это может не коснуться топовых проектов, отличающихся выгодной локацией, имеющих высокий трафик посетителей. Их популярность среди арендаторов высока, и здесь вряд ли стоит ожидать какого-либо существенного снижения арендных ставок. В торговых центрах, арендная плата в которых установлена в рублях, уровень арендных ставок, по всей видимости, останется неизменным. Но высока вероятность предоставления арендаторам в 2015 году временных скидок".

    В процессе обесценивания рубля затраты арендаторов на закупку товаров за рубежом растут. В это же время покупательская способность населения падает, что не позволяет им в полной мере компенсировать увеличение себестоимости за счет роста розничных цен. В этих условиях рост затрат на аренду помещения существенно снижает эффективность бизнеса арендаторов. И если не приводит к полному уходу иностранных брендов с российского рынка, то как минимум к сокращению количества действующих магазинов.

    Армен Даниелян, член правления, директор по маркетингу и внешним связям АГК "Деловой профиль" (GGI), считает, что падение покупательского спроса в непродуктовом сегменте связано не столько с сокращением реальных доходов, сколько со стремлением отложить покупку на фоне общей неопределенности. Сегмент бытовой техники и электроники, а также мебельный рынок сегодня находятся под давлением еще одного фактора - перекредитованности населения. "Наибольшее влияние отрицательного эффекта уже введенных санкций будет ощущаться лишь в первой половине 2015 года. Однако произошедшая девальвация, ухудшение внешнего климата и поворот тренда нефтяных цен, наоборот, должны обеспечить мощный толчок в развитии российской экономики и улучшить настроения потребителей, что уже скоро отразится на ретейле, который первым чувствует изменения конъюнктуры", - говорит Армен Даниелян.

    Поделиться