19.11.2014 00:32
    Поделиться

    Лавров и Штайнмайер признали важность Минских договоренностей

    Главы МИД России и Германии признали, что минским договоренностям нет альтернативы
    Глава российского МИД Сергей Лавров принял в Москве своего немецкого коллегу Франка-Вальтера Штайнмайера. Российский министр демонстративно обращался к немецкому гостю "на ты" и всячески подчеркивал, что ценит инициативы Германии по поддержанию диалога, которые нередко тормозятся как внутри ЕС, так и за его пределами.

    "Я очень ценю, Франк, что при твоем напряженном графике ты проявил заинтересованность в нашем контакте, это отвечает нашим интересам. Добро пожаловать!" - подчеркнуто неформально поприветствовал Лавров немецкого гостя перед началом переговоров.

    Министры не скрывали, что встретились, прежде всего, для того, чтобы обсудить кризис на Украине. Накануне в немецком внешнеполитическом ведомстве подчеркивали: его глава летит в Москву "прозондировать почву, есть ли шансы предотвратить новое обострение конфликта". Утром во вторник Франк-Вальтер Штайнмайер - в рамках излюбленной немцами стратегии "челночной дипломатии" - успел побывать в Киеве.

    Он признал, что у РФ и ЕС "остается разное понимание и восприятие событий на Украине, однако эти расхождения не должны помешать совместным усилиям по урегулированию украинского кризиса, в основе которого остаются Минские договоренности". "Если бы с их выполнением все шло гладко, я бы здесь не сидел", - откровенно признал Штайнмайер, назвав себя при этом оптимистом.

    Оба министра согласились, что Минские соглашения на бумаге неидеальны ("как и все в этом мире", философски отметил Лавров), однако они остаются единственным обязующим документом, под которым подписались все участники противостояния на юго-востоке, а гарантами выступили ключевые международные игроки и ОБСЕ.

    "Некоторые были бы заинтересованы в срыве Минских договоренностей", - заметил российский министр, призвав западных партнеров содействовать выполнению соглашений, которые являются "уникальным форматом".

    - Почему европейские страны игнорируют факты, которые представляет Москва о том, что происходит на востоке Украины? И как Германия относится к тому, что не выполняются прежние соглашения, под которыми она ставила свою подпись? - спросила Штайнмайера журналистка телеканала Russia Today.

    - После таких вопросов вас и в Германии отключат! - пошутил Лавров.

    Вместе с немецким коллегой он подтвердил, что первоочередной задачей является установление четкой линии разъединения в зоне конфликта и скорейшее начало политического диалога.

    "Основная задача - прекратить вооруженное противостояние на юго-востоке, провести линию разъединения, отвести тяжелые вооружения. Но когда мы будем думать о долгосрочной стабилизации Украины, нельзя забывать о задаче национального единства, национального согласия, а теперь уже национального примирения. И нельзя забывать о той самой конституционной реформе, под необходимостью которой подписалась Украина в Женеве 17 апреля", - сказал Лавров.

    Он напомнил, что подпись нынешнего премьера Украины Яценюка стоит под соглашением от 21 февраля, в котором первым пунктом как раз и значится создание правительства национального единства: "За внешнюю политику, за действия военных отвечает президент Украины. Тем не менее Арсений Яценюк активно высказывается по всем вопросам внутренней и внешней жизни. Наверное, даже отрадно в какой-то степени слышать от него призывы к тому, чтобы все участники процесса были договороспособны".

    Примечательно, что по итогам переговоров с Лавровым Штайнмайер вновь озвучил идею, которую давно выдвинула Москва, - о налаживании диалога между Евросоюзом и ЕАЭС: "Мы помним, с каким недоверием отнеслась Россия  соглашение о свободной торговле с Украиной и как скептически отреагировал ЕС на проект Евразийского союза. Поэтому я считаю, что новым шагом для снятия напряженности между Москвой и Брюсселем могло бы стать установление первых контактов между ЕС и Евразийским союзом".

    По словам Лаврова, со временем, "когда пыль осядет и страсти улягутся", эту идею смогут всерьез рассматривать не только в Берлине, но и в других столицах ЕС, где "по-прежнему существуют фобии и предрассудки" в отношении совместных инициатив. В качестве примера глава российского МИД напомнил о том, что еще в 2010 году канцлер Германии Ангела Меркель выдвинула инициативу по созданию рабочего механизма между Россией и ЕС, который позволил бы всем заинтересованным сторонам решать практические проблемы.

    Однако, как признал Лавров, эта идея не прошла сито согласований внутри Евросоюза, "и в этом нет вины России или Германии". Напомним, визит Штайнмайера в Москву состоялся на следующий день после того, как Совет ЕС на последнем заседании на уровне глав МИД решил не поднимать вопрос о новых санкциях против РФ. Впервые за последние месяцы из Берлина поступил отчетливый сигнал о том, что, "возможно, настало время искать новые подходы к уменьшению напряженности в отношениях Евросоюза и России".

    Эксперты отмечают, что все последние дни политическое руководство Германии подчеркивало необходимость вернуться к конструктивному диалогу с российской стороной, несмотря на расхождение позиций в украинском вопросе. По словам Меркель, которая накануне брюссельского саммита лично выступила против усиления антироссийских санкций, "важно ухватиться за любую возможность и использовать ее".

    О том, что "экономическое давление на Россию уже значительно" и "прежняя стратегия политического давления себя исчерпала", признавал и Штайнмайер в недавнем интервью немецким СМИ. При этом официальный Берлин старается не упоминать о том, что от санкционных войн с РФ страдает немецкий бизнес, который уже несет миллиардные убытки. Между тем, этот вопрос поднимали представители крупных немецких компаний, принимавшие участие в Российско-Германском деловом форуме, который прошел в Москве в начале ноября.

    Как стало известно "РГ", на закрытых встречах предприниматели обсуждали "возможность сохранения связей с РФ и перспективы выстраивания бизнес-стратегии до 2025 года", а также надеялись донести свои озабоченности до федерального канцлера.

    Поделиться