13.11.2014 00:00
    Поделиться

    Эксперт: Социальные инвестиции обеспечивают бизнесу устойчивость

    Должен ли крупный бизнес развивать социальную сферу в регионах наравне с государством или же это исключительно ответственность властей? Для многих крупных компаний все очевиднее ответ - поддерживая проекты по социальному развитию регионов, они напрямую влияют на качество человеческого капитала, конкурентоспособность предприятий и регионов, а в итоге обеспечивают собственному бизнесу долгосрочную устойчивость. Член правления "Газпром нефти" Александр Дыбаль комментирует тенденции в сфере корпоративных социальных инвестиций.

    Значительное число нефтяных городов возникло в 1960-1980-х годах, когда шло активное освоение месторождений Сибири. Тогда флагманы нефтеиндустрии не просто шефствовали над социальной сферой своих регионов: в значительной степени она ими создавалась. Однако в 1990-е годы экономические реформы фактически уничтожили советскую систему поддержки предприятиями социальной инфраструктуры, федеральные и региональные органы власти во многом утратили свое влияние на приватизированные нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия. С начала двухтысячных для социальных проектов нефтяных компаний начался новый этап, ознаменовавшийся переходом к комплексному подходу в социальном развитии регионов.

    Говоря о реализации социальных проектов, крупный бизнес все чаще использует международный термин "социальные инвестиции", под которым понимаются денежные вложения, имеющие выраженный социальный эффект и при этом экономическую отдачу. Однако в России сегодня социальные инвестиции трактуются более широко: от отдельных филантропических социальных проектов до масштабного финансирования социальной инфраструктуры - строительства школ, спортивных сооружений, жилья, детских садов, парков, дорог и других объектов. На мой взгляд, говорить о социальных инвестициях уместно только в отношении системных проектов развития, которые способны приводить к существенным изменениям в социальной сфере территорий.

    История социальных проектов "Газпром нефти" во многом подтверждает эту тенденцию. С 1997 года компания реализовала сотни проектов, цель которых - ликвидировать наиболее острые проблемы в социальной сфере регионов присутствия. Однако к 2013 году созрело понимание ограниченности такого подхода. Хотелось быть не только спонсором проектов, предлагаемых местными властями, но стать полноценным партнером, оказывающим экспертную помощь в определении объектов социальных инвестиций. Это позволило компании выступить не только в роли финансового инвестора, но донора знаний и компетенций, способного качественно менять городскую среду. Результатом переосмысления социальной деятельности компании стала программа социальных инвестиций "Родные города", которая объединила в себе все социально направленные инициативы "Газпром нефти" и позволила комплексно сформулировать цели и направления социального инвестирования в регионах.

    Широкий региональный охват, понимание социальных ожиданий жителей территории, акцент на расширение доступа людей к современным социальным сервисам, а значит, и создание условий для их самореализации - главная особенность этой программы. Всего в ней пять направлений, объединяющих проекты по благоустройству, расширению доступа к образованию, культуре, спорту, созданию возможностей самореализации молодежи в регионах.

    К настоящему времени в рамках программы реализовано более 300 проектов различного масштаба и формата. Во многом благодаря участию "Газпром нефти" в Ханты-Мансийске появилась Югорская шахматная академия, которая стала не только шахматным центром, но и площадкой для реализации многих образовательных и культурных инициатив. Создаваемая нами совместно с омским хоккейным клубом "Авангард" и правительствами ЯНАО и Омской области хоккейная академия - первый и единственный в России проект, формирующий межрегиональную систему хоккейного образования детей и молодежи. Сетевые проекты в системе регионального школьного образования позволяют нам создавать эффективные "образовательные лифты" для одаренных школьников, получающих возможность продолжить образование в ведущих вузах страны.

    Но компания не идет по пути фактического восстановления прошлой модели развития социальной сферы. Мы широко применяем актуальные форматы: от практик корпоративной социальной отчетности и до инструментов частно-государственного партнерства.

    Одним из наиболее эффективных инструментов вовлечения местных сообществ в социальную деятельность "Газпром нефти" стал грантовый конкурс, где мы выступаем не столько как спонсоры, сколько как инициаторы позитивных перемен. В 2014 году на конкурс было подано более 185 общественных проектов, из которых каждый третий был нами поддержан. В результате в скором времени в небольшом селе Парабель Томской области откроется реабилитационный центр для детей-инвалидов, в Омске на базе филиала местного университета будет создан центр образовательной робототехники, а в Оренбургской области начнут работу курсы компьютерной грамотности для пенсионеров.

    Как показывает наш опыт, эффективный менеджмент и комплексный подход к повышению качества жизни людей на конкретной территории в конечном итоге обеспечивают необходимый экономический эффект социальных инвестиций. Гармонизация бизнес-задач и социальных инвестиций - одна из ключевых задач любой современной корпорации, стремящейся обеспечить долговременное устойчивое развитие.

    Справка "РГ"

    В 2014 году "Газпром нефть" запустила информационный портал программы корпоративных социальных инвестиций "Родные города" - первый подобный проект в нефтегазовой отрасли РФ (www.rodnyegoroda.ru)

    Поделиться