11.11.2014 08:59
    Поделиться

    Астраханские ученые получили мальков осетровых из замороженной икры

    На недавней конференции Aquaculture Europe 2014, посвященной развитию аквакультуры в Европе, прошедшей в испанском Сан-Себастьяне, доклад астраханки Елены Пономаревой, заведующей отделом водных биологических ресурсов бассейнов южных морей Южного научного центра РАН, произвел эффект разорвавшейся бомбы.

    Астраханским рыбоводам удалось сделать то, над чем последние годы бьются ученые нескольких стран мира. Они получили потомство - 175 осетрят - из икры в ходе эксперимента по криоконсервации. Сейчас эти рыбки вместе в 30 миллионами других осетровых, выпущенных рыбоводными заводами Астраханской области в этом году, обитают в Каспии.

    Заморозить жизнь

    Смысл криоконсервации - заморозить жизнь при сверхнизких температурах, отложить на время ее продолжение. Это прекрасная возможность сохранить генофонд осетровых. Сейчас, для того чтобы поддерживать стадо Каспия новым потомством, на шести осетровых рыбоводных заводах Астраханской области содержат огромное маточное стадо - 4,5 тысячи белуг, осетров и стерляди. Есть свои "рыбы - продолжатели рода" на частных фермах, производящих осетрину и икру на продажу. В прошлом году частные фермы региона произвели 350 тонн осетрины (для сравнения: в 2005 году - всего 87 тонн) и около трех тонн пищевой икры. Все бы хорошо, бизнес растет, перспективы хорошие, тем более в условиях, когда импортную семгу в магазинах надо заменить отечественной красной рыбой. Но вот беда - пополнять маточные стада все сложнее.

    - Коллеги жалуются: в условиях моратория на промышленный лов осетровых частникам не дают лимиты на вылов даже небольшого их количества из дикой природы. И как в таких условиях вносить свежую кровь? Близкородственное скрещивание приводит к ослаблению потомства, к врожденным уродствам. Рыбоводы и предприниматели очень встревожены, понимают, что дальше будет хуже, потому что все наши рыбы давно братья-сестры, - говорит известный астраханский рыбовод Татьяна Щербатова, более десяти лет назад создавшая в Астраханской области первое садковое хозяйство по выращиванию стерляди.

    Раз в несколько лет каждого одомашненного осетра "доят". От самок получают икру, от самцов - молоки. Затем в заводских условиях смешивают эти ценные субстанции, имитируя природные процессы, чтобы каждая икринка проклюнулась мальком. Хотя по технологии рыбоводы каждый раз смешивают сперму от нескольких самцов, хочешь не хочешь, а близкородственного скрещивания не избежать. Поэтому ученые сразу нескольких стран давно задались целью сохранить исконные виды ценных рыб, консервируя их икру и сперму при сверхнизких температурах.

    Бутерброд намазали маслом

    - Заморозку половых мужских клеток удалось сделать многим в мире. В Европе существуют банки спермы, которой пользуются компании, производящие форель и других рыб, - рассказывает Елена Пономарева. - Это позволяет обмениваться репродуктивным материалом, чтобы получать более сильное потомство и не тратиться при этом на содержание рыб-производителей. Мы тоже научились сохранять сперму, у нас в лаборатории криотехнологии Астраханского государственного технического университета и Южного научного центра РАН уже заморожено порядка семи литров мужских клеток. Есть сперма, взятая при первых экспериментах, в 2005 году. Мы создали очень эффективные криопротекторы и можем для хозяйств замораживать неограниченное количество мужских клеток. Но с женскими клетками ни у кого в мире не получалось. Поэтому после моего доклада в Сан-Себастьяне коллеги пытались узнать наши секреты. Могу лишь сказать, что все пытались "загнать" протектор внутрь клетки, чтобы препятствовать разрушению воды в ней при замораживании, а мы как бы сделали шубу для клетки.

    Автор идеи, ведущий научный сотрудник лаборатории Андрей Тихомиров, пояснил корреспонденту "РГ", что, образно говоря, он намазал икру маслом, чтобы она выдержала температуру в 196 градусов, и, достав этот "бутерброд" из "холодильника" и оплодотворив икру размороженной же спермой, получил живых рыбок.

    Астраханцам помогло то, что они физиологи и смотрят на процессы с точки зрения того, как все происходит в дикой природе, тем более что осетр для них - это не картинка в учебнике: при университете есть свое садковое хозяйство, сотрудники лаборатории работают в контакте с рыбоводными заводами и частными фермами.

    Оказывается, для старта размножения икринке не нужен сперматозоид. Точнее, она готовится к встрече с ним - едва соприкоснувшись с водой уже начинает делиться. На этом природном феномене "девственного размножения", называемом партеногенезом, и сыграл Тихомиров. Шесть лет экспериментов понадобилось ему для того, чтобы прийти к верной идее - "обернуть" клетку, не дать воде спровоцировать размножение.

    Скорая встреча

    Еще одна задача, которую успешно решили астраханские аспиранты Юлия Фирсова и Александра Красильникова, - в четыре раза ускорили проникновение спермия внутрь яйцеклетки. Поторопить процесс надо было, чтобы уменьшить время действия криопротекторов, потому что они, хоть и в малых дозах, но содержат токсиканты. Более "отзывчивой" икринку сделали, возбуждая мембрану клетки электросигналами.

    Так в Астрахани впервые в мировой практике удалось получить личинки после оплодотворения размороженных половых продуктов русского осетра. Патент, полученный на эту технологию, называется "Способ снижения низкотемпературного скачка растворов криопротекторов".

    В эти дни сотрудники лаборатории "Криотехнология в аквакультуре" Астраханского государственного технического университета и Южного научного центра РАН готовятся к эксперименту с белорыбицей.

    - На Александровском рыбоводном заводе содержится семь самок и семь самцов белорыбицы. Завод планирует получить и к весне выпустить в природу несколько миллионов молоди этой ценнейшей рыбы, - объясняет Тихомиров. - Мы возьмем для эксперимента буквально 100 - 150 граммов икры, чтобы попробовать добиться того же эффекта, что и с икрой осетровых. В перспективе мы надеемся, что в России появятся такие же криобанки, как в Европе, что поможет и природную популяцию сохранять, и развивать товарное выращивание рыбы.

    Елена Пономарева сетует, что в России пока рыбоводы не обмениваются репродуктивным материалом, как это делают коллеги-животноводы. Осетра, как быка-производителя, не перевезешь из региона в регион, из страны в страну. Но можно, образно говоря, привезти икру в криобанке.

    Поделиться