11.11.2014 00:00
    Поделиться

    Роль ГЧП на рынке экологического менеджмента возрастает

    Еще не так давно государство владело всем рынком управления отходами, сегодня частный рынок занимает его треть. По нашим оценкам, к 2020 году около 70% рынка займут частные компании. Это значит, что отрасль активно развивается. И если от западного рынка мы по-прежнему отстаем, то в своей стране буквально за несколько лет мы прошли колоссальный путь.

    Несколько лет назад строительство мусороперерабатывающих заводов было возможно только на деньги государства, рентабельность такого бизнеса была нулевой, а значит, и частные компании не могли работать в этом сегменте. Сегодня ситуация изменилась, бизнес готов активно инвестировать в отрасль.

    Мы понимаем, что догнать развитый Запад за 3-5 лет невозможно, что на изменение культуры обращения с отходами, на перестройку всего рынка уйдет не одно десятилетие, что перед нами сегодня стоит много серьезных проблем. И наиболее острая из них - это опасность полигонов и свалок старого образца. Такие объекты не отвечают современным технологическим нормам безопасности и представляют серьезную экологическую угрозу. Сейчас в России более 15000 свалок и полигонов твердых бытовых отходов, на которых захоронено около 82 млрд тонн мусора. Каждый год эта цифра увеличивается на 2%.

    В ряде регионов эта проблема стоит особенно остро, необходимо срочно разрабатывать и запускать долгосрочные проекты по нормализации экологической ситуации. Именно к таким регионам относятся и города волжского бассейна. Сегодня они загрязнены до опасной черты. Каждые 10 км вдоль берега Волги расположены свалки, в том числе несанкционированные, число последних растет с каждым днем. Даже сложно представить, сколько опасных веществ вместе со сточными водами попадает в реку, вода из которой поступает в водопроводы крупнейших городов. И миллионы людей пьют эту воду.

    Первой о проблеме старых свалок заговорила Астраханская область. Этот регион одним из первых среди волжских городов реализовал у себя комплексную систему обращения с отходами производства и потребления. В регионе модернизирована инфраструктура сбора и вывоза отходов, построен современный полигон с обеспечением 100% безопасности для окружающей среды, мощность введенного в эксплуатацию мусоросортировочного комплекса позволяет замкнуть на себя отходы всей области, идет строительство нескольких центров первичной утилизации, ведутся работы по рекультивации старого полигона.

    Несмотря на проведенные мероприятия, на территории области по-прежнему особо остро стоит стоит вопрос обращения с твердыми бытовыми отходами. В планах ликвидация свалок старого образца на территории всей области. Однако пока старые свалки продолжают существовать, и их наличие резко увеличивает незаконный вывоз мусора и его складирование на таких объектах. В итоге масштаб экологической проблемы только возрастает. Другая причина сложившейся ситуации в том, что Волга приносит "в подарок" Астраханской области отходы из регионов, расположенных выше по течению.

    В связи с этим в июне 2014 года по инициативе Астраханской области была собрана специальная рабочая группа для того, чтобы объединить действия муниципалитетов, регионов, федерации и бизнеса по восстановлению состояния экосистемы на территории Волги.

    Министерству природных ресурсов и экологии на рассмотрение была предложена долгосрочная программа по рекультивации свалок старого образца на территории волжского бассейна. Программа "Чистая Волга" подразумевает создание фонда под управлением министерства, средства которого будут выделяться регионам на программу рекультивации. Для получения средств фонда регион должен будет обратиться в минприроды с двумя документами: проектом создания нового полигона и рекультивации старого, а также подтвердить источник финансирования. По нашим подсчетам, для решения проблемы на каждый регион необходимо около 1-2 млрд рублей. Одномоментно решить проблему всех свалок в районе волжского бассейна не удастся. На их ликвидацию может уйти до 20 лет. Поэтому "Чистая Волга" - это долгосрочная программа. В соответствии с ней планируется строительство новых современных полигонов, которые соответствуют всем экологическим нормам и правилам. Строительство таких объектов занимает 2 года. Затем старая свалка должна "отстояться" в течение года. И на четвертый год производятся работы по ее рекультивации.

    К реализации программы "Чистая Волга" нужно подходить именно с точки зрения эффективного государственно-частного партнерства, как к объединению компетенций и финансовых ресурсов частных компаний и местных властей для решения серьезной экологической проблемы.

    Государство должно поддержать частные инициативы и прислушаться к бизнесу. Наша статистика значительно отличается от государственной. Например, сегодня рециклинг сдерживается недостатком вторичного сырья. У нас до сих пор разрешено захоронение мусора без предварительной сортировки, никто не контролирует объемы захоронений, а при сортировке мусора объем захоронений сокращается в пять раз, появляется возможность дополнительно зарабатывать на дефицитных фракциях: металл, макулатура, пластик. Для сравнения, ЕС отправляет на вторичную переработку 40-75% ПЭТ. Россия - только 15%. Тонна такого материала на рынке стоит от 380 до 500 евро в зависимости от качества. У нас тысячи тонн этих востребованных ресурсов беспорядочно складируются на свалках.

    Очевидно, что России, как стране с высоким уровнем потребления и образования отходов жизнедеятельности, необходимы кардинальные изменения системы управления отходами, нацеленность на максимальное извлечение вторичных ресурсов и их использование в промышленном производстве взамен природного минерального сырья.

    Поделиться