11.11.2014 00:46
    Поделиться

    Заказчики жалуются на качество российского черного металла

    Качество производимого в России черного металла и изделий из него зачастую оставляет желать лучшего. Это отмечают не только многие потребители, но и следственные органы.

    В начале 2014 года неоднократно сходили с рельсов вагоны из-за излома боковой рамы тележки. По данным РЖД, с 2006 по 2013 год зафиксировано 142 случая изломов, из них 117 - в вагонах возрастом от 1 до 6 лет. Масштабы проблемы весьма серьезны: в "зоне риска" излома боковой рамы находятся около 32 тысяч вагонов.

    - Исследования разрушившихся боковых рам, выполненные независимыми аккредитованными научными учреждениями, показали, что детали были изготовлены с грубыми отступлениями от требований конструкторской документации, - отметили в железнодорожной компании. - Речь идет об отступлении от требований рабочих чертежей и механических свойств металла.

    Вагоны, качество которых вызывает сомнения, пройдут внеочередную проверку.

    - Мы периодически сталкиваемся с тем, что нам поставляют некачественную продукцию, - отмечает начальник отдела технадзора Тверского вагоностроительного завода Сергей Соловьев. - В принципе это случается не только в России, но и в других странах. Ничего в этом страшного нет. Но нужно признать, что если вагонное оборудование изготовлено из импортных комплектующих, то брака меньше. Как только мы переходим на наши комплектующие, брака становится больше. Это все связано с потерей технологий, которая возникла в годы реформ.

    Случается, что претензии к российскому металлу предъявляют и зарубежные потребители. Например, в 2006 году британский металлотрейдер Starwood Trading Ltd обратился в арбитраж Челябинска с требованием взыскать 18 миллионов рублей с Златоустовского металлургического завода (ЗМЗ). В такую сумму истец оценил свой ущерб от низкого качества купленного у структур ЗМЗ в 2005 году металлопроката. Кстати, в ноябре прошлого года Златоустовский металлургический завод приостановил производство, так как бывший стратегический партнер предприятия - "Мечел" - отказался от поставок сырья. Но позже на базе ЗМЗ создана новая компания - Златоустовский электрометаллургический завод, который начал набор персонала.

    Аналитики считают, что эта ситуация во многом объясняется износом оборудования металлургических предприятий. Согласно статистике, в 2004 году только 8,6 процента производственного оборудования в промышленности имело возраст до 5 лет (в 1988 году доля такого оборудования составляла 33,7 процента). Сегодня более половины оборудования имеет возраст более 20 лет, тогда как в 1988 году оно составляло 12,4 процента. Коэффициент обновления основных фондов в машиностроении и металлообработке в 1970 году составлял 12,7 процента, в 1998 году - 0,4 процента, в 2000 году - 0,7 процента и в 2004 году - 1 процент.

    Но не все аналитики согласны с этой точкой зрения. Качество российских металлов всегда было на высоком уровне и ценилось зарубежными потребителями, считает Анатолий Бродов, советник генерального директора ЦНИИчермет имени И.П. Бардина. По его мнению, случаи, подобные претензиям к ЗМЗ, можно считать единичными. Он подчеркнул, что "Северсталь" продолжает поставлять металлы для крупнейших производителей автомобилей, в том числе для "Мерседес-Бенц", - плохой металл они покупать не стали бы. Правда, сейчас поставки российского металла в Европу сокращаются по политическим причинам, но на него растет спрос в Китае, Корее и других странах Юго-Восточной Азии.

    - Свойства производимого металла зависят от заказов и заказчиков, - подчеркивает Анатолий Бродов. - Для забора нужен один металл, для моторов - другой. В принципе мы можем выдать любой металл в зависимости от запроса. И даже если нужна особая сталь, которая не выпускалась раньше, то технологию ее производства можно освоить за 6-9 месяцев. Это достаточно быстро. Но главное, чтобы заказчик заранее сообщил о необходимых ему свойствах металла.

    Эксперт не отрицает необходимость внедрения более современных технологий на российских металлургических предприятиях. Но, по его словам, это требует больших затрат, на которые сегодня мало кто рискует идти из-за дороговизны банковских кредитов.

    Есть и причины, связанные со спецификой бизнеса в этой сфере. Многие заказчики требуют, чтобы разработанные для них марки металла больше никому не поставлялись, хотя потенциальный спрос на них достаточно большой. Ситуацию в отрасли Анатолий Бродов не считает тяжелой. По его словам, в 2014 году выпуск черных металлов в России вырастет примерно на 3 процента или даже больше.

    Поделиться