09.11.2014 19:46
    Поделиться

    Ларри Кориелл привезет в Россию оперу по "Войне и миру"

    Один из лучших гитаристов мира Ларри Кориелл выступил на закрытии фестиваля "Джазовая провинция" в Воронеже. Легендарный американский музыкант признался в любви к русским композиторам и рассказал, зачем взялся перечитывать Льва Толстого.

    Энергии 71-летнего мэтра, чья творческая карьера насчитывает без малого полвека, можно только позавидовать. Он в два счета "раскачал" битком набитый зал, который с равным восторгом принял и сочинения самого Кориелла, и переложение равелевского "Болеро", и Moon River Гершвина… Последнюю композицию Ларри посвятил жене, крикнув "I love you, Tracy!" с поистине мальчишеским задором. А в память о великом Пако де Лусии (с ним Кориелл около года играл в гитарном супертрио Джона Маклафлина) музыкант сыграл его аранжировку темы из кинофильма "Черный Орфей".

    Новатор и первопроходец стиля фьюжн, Ларри Кориелл еще в 1980-е годы прославился своими экспериментами со смешением джаза, рока и фолка, а также интерпретациями произведений Равеля и Стравинского. Интерес к классике не покидает его и сегодня.

    - Конечно, в каждой стране ты делаешь комплименты местным композиторам, во Франции я всегда говорю, как мне нравится Равель… Но в целом я согласен с Джоном Колтрейном, который говорил, что один из величайших музыкантов на земле - это Игорь Стравинский, - сообщил Кориелл. - Сейчас как раз работаю над аранжировкой его "Весны священной" для квинтета. Мы не будем исполнять ноты в точности, а возьмем некоторые пассажи и будем импровизировать. Надеюсь, Игорь с небес не метнет мне за это молнию в макушку!

    Ну, а менее чем через месяц Ларри Кориелл представит публике результат своего четырехлетнего труда - оперу по сценам из "Войны и мира". Чтобы написать либретто, ему пришлось вспомнить навыки журналиста, некогда полученные в Вашингтонском университете.

    - Мне потребовалось вычленить из романа главное, отсекая детали, - буквально как репортеры выделяют в заметке, что где, когда и почему произошло. О, я знаю, какой это тяжкий труд и потому очень уважаю журналистов, вынужденных постоянно фильтровать факты в режиме дедлайна! Моя опера почти готова, мировая премьера состоится в Любляне - с оркестром и танцевальным ансамблем местного университета. В следующем году планирую (держите за нас кулаки!) показать постановку в Белоруссии. А дальше, может, и в Воронеж позовут, - предположил Кориелл.

    Заговорив о русской культуре, он принялся с энтузиазмом перечислять ее деятелей, у которых не перестает учиться как сочинитель: Прокофьев, Римский-Корсаков, Рахманинов, Щедрин…

    - В последнее время много слушаю Шостаковича, изучаю его работу над Ленинградской симфонией, там почти роковая концовка! - добавил мастер. - Остается мечтать, что такие, как мы, в будущем смогут тоже в какой-то степени оставить след в истории. Но в любом случае первооснова любой музыки - фольклор. И ответственность художника в том, чтобы "от земли" это взять и удачно переработать. Своим студентам я стараюсь доказать, что прежде чем играть джаз, надо хорошенько разобраться с музыкальными традициями народов мира.

    Наряду со знаменитым гитаристом, на закрытии "Джазовой провинции" сыграл Authentic Light Orchestra из Швейцарии, который как раз опирается в своем творчестве на различные национальные мелодии. Худрук фестиваля, курский пианист Леонид Винцкевич, представил со своими давними партнерами Кипом Ридом (бас) и Джоэлом Тэйлором (ударные) новый альбом сына - Never Was a Doubt. Саксофонист Николай Винцкевич записал его в Нью-Йорке на студии Red Star Records с участием вокалиста, гитариста и клавишника Билла Чэмплина (он 28 лет играл в группе Chicago). Композиции с этой пластинки уже попали в ротацию на лондонской радиостанции, в Штатах несколько телеканалов крутят видеоклип на заглавную песню. Стоит отметить, что в этом году Николай уже был отмечен в мировой джазовой столице как сочинитель - песня Vive L'Amour на слова солистки New York Voices Ким Назарян заняла второе место в конкурсе Made in New-York.

    Ну, а в заключение концерта на сцену вышел харизматичный блюзмен Джош Смит. Пока он разучивал со зрителями нехитрый припев Where’s my baby?, из Липецка "телепортировался" уже знакомый воронежцам Поль (Паули) Серра. Попав с одной сцены на другую, он успел продемонстрировать недюжинные вокальные данные, сыграть на саксофоне и рояле.

    "Джазовая провинция"-2014 подарит публике Центральной России еще три события: 11 ноября состоится концерт в Калуге, 12-го - в Туле, 13-го - во Владимире. Подробности на сайте фестиваля.

    Прямая речь

    Леонид Винцкевич, художественный руководитель "Джазовой провинции":

    - Через год мы проведем - страшно сказать! - 20-й фестиваль. Все эти годы мы работаем не благодаря, а вопреки обстоятельствам, без федеральной господдержки. Хотя я иллюзий не питаю - если такой помощи не будет, мы так и останемся чудаками, которые в куче регионов устраивают свой кружок "Умелые руки". Хорошо. Что где-то, как в Воронеже, есть по-настоящему болеющие джазом люди, как Александр Лукинов (генпродюсер фестиваля, директор компании "АртФолио". - "РГ"). Он взвалил на себя огромную ношу забот. Потрать он это время и силы на бизнес, давно бы уже на Канарах острова покупал…

    В этом году международная обстановка обострилась, но на организации наших концертов это не сказалось абсолютно. Посольства Израиля, Норвегии, Швейцарии, Венгрии и США оказали нам полнейшее содействие. Ни один музыкант не отказался от участия в "Джазовой провинции"! Ни один после тура по регионам - а это ночные переезды, выступления каждый день - не сказал, что второй раз в Россию не захочет. У американских гостей просто аллергия на все, что происходит на уровне первых лиц наших государств. Я сам играл в Европе и не замечал, чтобы меня воспринимали как представителя страны-агрессора. В последние 10-20 лет музыканты живут так, как надо жить всем: свободно ездят по миру, общаются, учатся, дружат. Остается лишь уповать на то, что это наше мнение кто-то учтет.

    Поделиться