30.10.2014 16:26
    Поделиться

    В прокат вышла драма "Общак", последняя работа Джеймса Гандольфини

    "Общак" - криминальная драма, за простым сюжетом которой скрывается попытка поговорить со зрителем о серьезных темах и заглянуть в душу "маленького человека". Дебютный полнометражный фильм молодого режиссера Михаэля Роскама получился на удивление зрелым и цельным.

    Фильм снят по одноименной книге американского писателя Денниса Лихэйна, признанного мастера криминального жанра. Однако Роскам увидел в сюжете не очередные разборки в неблагополучном районе, а показал, как под влиянием внешних обстоятельств обычный человек, который по вечерам смотрит телевизор, спасает бездомных собак и посещает храм, может совмещать в своей душе ненависть и любовь. Ненависть к миру и любовь к нему же. "Общак" - картина о темных сторонах человеческой души. О том, что никто не знает, на что способен, если его загнать в угол, плюнуть в душу и замахнуться на то немногое, что делает мир чуть светлее. Что из любого мирного обывателя может получиться безжалостный убийца - когда зло вторгается в его тихий уголок и ни закон, ни государство, ни связи не могут защитить, а друзья и родственники не могут ничем помочь - сами такие же, сами живут одним днем, балансируя на грани нищеты.

    Боб Сагиновски, недалекий, безответный, примитивный, как полено, работает барменом в баре своего двоюродного брата. Он вежлив с клиентами, он боится налоговой полиции и чеченской мафии, которая "владеет" всем районом и, через подставных владельцев, всеми питейными заведениями в нем. Сагновски - тише воды, ниже травы. Голубые добрые глаза, глуповатое выражение простодушного лица и попытка помочь всем и каждому. Например, бездомному щенку, которого он находит в мусорном баке, или официантке Наде, которая во многом напоминает этого щенка.

    Боб и Надя - собирательные образы женской и мужской части населения района. У нее и у него нет ничего за душой, день прошел, и слава Богу. Их отношения основаны на беспросветном одиночестве и инстинктивной тяге к теплу - если тебя не бьют, это уже почти любовь. Но в тихом омуте, как известно, на самом деле все не так спокойно, как кажется. Там, глубоко под зеркальной поверхностью - омуты, водовороты и красные глаза демонов. Боб много лет посещает одну и ту же церковь, но никогда не ходит на исповедь. Почему - Надя узнает далеко не сразу. А когда узнает, ей становится страшно… Хотя что может быть страшнее одиночества?

    Надю играет Нуми Рапас - ее героиня словно фарфоровая хрупкая кукла, которую уронили на пол и она треснула изнутри. Такой Нуми зрители не видели - после ее сильных, жестких героинь, способных вырезать себе из живота Чужого или разобраться с маньяком-извращенцем, официантка Надя выглядит до трогательности беззащитной и женственной. Надя сильная, но тем, что от века составляет главную женскую силу - терпением, умением переносить удары судьбы, она Муза неотразимой женской прелести, которая заставляет мужчину быть мужчиной, которая превращает парня в клетчатой рубахе, подтирающего плевки с пола, в воина и защитника. Который ради нее может убить - не в переносном смысле, а так, как убивали в Средневековье - молча, жестоко, быстро.

    Для Тома Харди, который сыграл Сагновски, это тоже не вполне привычная роль - ему приходится весь фильм доносить свои эмоции до зрителя только через взгляд, потому что на лице его сохраняется выражение пластмассовой маски. Через которую постепенно проступает все то темное и страшное, что скрывается в человечестве со времен мамонтов и пещерных костров.

    В фильме нет ощущения нарастающей трагедии или беды - все герои изначально находятся на дне колодца, в каменном мешке из которого нет выхода. Уйти нельзя, можно только взяться за руки и смотреть друг на друга, пока вокруг разверзается миниатюрный будничный хаос. При этом, "Общак" сохраняет лучшие традиции криминальной драмы, частично перекликаясь с фильмами Тарантино, в которых все так ужасно, что невероятно смешно. Добавляет колорита и сыгравший владельца бара Джеймс Гандольфини, звезда сериала "Клан Сопрано", отметившийся в многочисленных гангстерских ролях.

    Редкий случай, когда экранизация сохраняет атмосферу книги и дает почувствовать зрителю привкус первоисточника, в то же время оставаясь отдельным сильным произведением.

    Поделиться