30.10.2014 00:46
    Поделиться

    Россияне потратили на платный контент в интернете 6 млрд рублей

    Россияне накупили во Всемирной паутине музыки, фильмов и книг на миллиарды рублей

    Из почти 70 миллионов пользователей Рунета 12 миллионов уже качают легальный контент в Сети. Так что влияние антипиратского закона на "юзеров" весьма существенно, констатировал замглавы минкомсвязи Алексей Волин.

    По его словам, количество россиян, которые могут отличить легальный контент в Интернете от нелегального, выросло на треть. Но, конечно, далеко не все еще научились это делать. И иногда отдают деньги за нелегальный контент на "серых" сайтах.

    Более половины пользователей российского сегмента Всемирной паутины активно "потребляют" в Сети легальные аудио, видео, книги, игры. Число активных пользователей выросло на 7 процентов. В этом году с развитием мобильного Интернета на 48 процентов выросло число тех, кто слушает музыку онлайн. А вот скачивают ее только 22 процента.

    Такие выводы сделали эксперты, проводя исследование "Экономика Рунета 2013-2014", организованное Ассоциацией электронных коммуникаций и НИУ "Высшая школа экономики".

    Но из всех, кто смотрит видео и слушает музыку в Интернете, готовы за эти удовольствия еще и платить лишь 13 процентов пользователей. Их число снижается, равно как и доля "уверенных неплательщиков". Год назад 40 процентов были не готовы платить за доступ к легальному контенту в Сети, в 2014-м таковых - половина.

    Покупают в Сети чаще всего видео, электронные книги и игры. Наиболее популярной платформой для покупки контента остается персональный компьютер, на втором месте - мобильные гаджеты. "Количество россиян, готовых платить за легальный контент меньше, чем тех, кто за него платит, - согласился Волин. - Это свидетельствует о том, что у россиян смешиваются два понятия: желание платить и реальность. Сегодня ситуация такая, что даже если пользователи не хотят платить, то они все равно платят". Почему же тех, кто раньше был готов вывернуть карманы в Сети за информацию, стало меньше?

    "Очень важный момент - несколько лет тому назад потенциально готовых платить было больше, так как понятие оплаты за контент было абсолютно абстрактно. Человек с этим не сталкивался. Сегодня человек понимает, что речь идет о совершенно конкретных операциях - снятии денег с его банковской карточки или со счета мобильного телефона. И его готовность резко понижается", - объяснил Волин.

    Половина пользователей Интернета пока еще не может смириться с мыслью, что за контент надо платить

    Из тех людей, которые что-то покупают и скачивают в Сети бесплатно, 41 процент считает, что наиболее эффективная мера по борьбе с пиратством - это обеспечить доступность бесплатного или дешевого легального информационного контента в Интернете, отмечают эксперты. В случае экономического спада значительное количество пользователей готовы будут поменять свои привычки в пользу бесплатных альтернатив, не особо задумываясь при этом о легальности этих предложений и не умея их различать, прогнозируют эксперты.

    В целом экономика отечественного сегмента глобальной Сети в 2014 году должна вырасти на 30 процентов, считают эксперты. А объем экономики интернет-зависимых рынков, традиционно оцениваемых экспертами РАЭК в рамках исследования, составил по итогам 2013 года более 6,7 триллиона рублей, что сравнимо с 10 процентами ВВП.

    Наблюдается и рост в области услуг по разработке интернет-сайтов, размещению рекламы в Интернете, продвижению товаров и услуг в социальных медиа- и поисковых системах. На момент проводимого исследования объем рынка медийной рекламы составил 23 миллиарда рублей, что на 20 процентов больше, чем в 2012 году. Ожидаемый рост в 2014 году составит еще семь процентов.

    При этом продажи аудио- и видеодисков падают, и большая часть россиян переходит в скачиваемый контент, подтвердил IT-директор OZON.RU Александр Алехин. "Идет очень активный прирост скачивания книг - плюс сто процентов за этот год", - отметил он.

    А онлайн-ритейл дорос до 368 миллиардов рублей, электронные платежи - до 350 миллиардов рублей, рынок цифрового контента в Интернете (видео, музыка, книги) - до 5,8 миллиарда рублей.

    Кроме того, пользователи чаще стали организовывать сами себе путешествия. То есть сегмент онлайн-трэвел достиг отметки в 195 миллиардов рублей, что составляет прирост 27 процентов по сравнению с предыдущим годом и прогноз роста в 45 процентов по итогам 2014 года. Только на OZONе каждый день покупается до десяти тысяч авиабилетов. Растет доля билетов на полеты внутри России. Выросли такие направления, как Сочи и Крым, отметил Александр Алехин. Действительно удвоилась продажа через мобильные устройства в интернет-магазинах. Доля оплаты по банковским картам выросла до 30 процентов.

    Но для того чтобы Рунет перестал развиваться за счет дополнительного вовлечения новых людей, а начал бы расти благодаря повышению производительности труда в интернет-зависимых индустриях, необходимо регулирование отрасли. И здесь главное регламентировать деятельность "серых" игроков в онлайн-коммерции, выявить факты недобросовестного ведения бизнеса.

    У РАЭК есть инициатива о создании правил в области электронной торговли. Отрасль хочет выработать механизмы, которые позволят систематизировать в глазах покупателей, кто такие "серые", "белые", иностранные продавцы, пояснил глава РАЭК Сергей Плуготаренко.

    Кроме того, отрасль намерена заняться выработкой правил для покупки товаров через Интернет детьми, уточнив, что именно они могут приобретать и смотреть.

    Поделиться