29.10.2014 00:51
    Поделиться

    Владимир Шапошников: Трудовые права мигрантов в России не защищены

    Стоит ли отменять квоты на прием на работу трудовых мигрантов

    Владимир Шапошников, член Общественной палаты РФ и Общественного совета ФМС России

    - Патентная система представляется как оптимальный путь решения вопроса нелегального трудоустройства иностранных граждан. Поясню, почему. Долгое время в России действует система квотирования. Она стала источником различных проблем. Квот всегда не хватает, а дефицит, в свою очередь, порождает коррупционную торговлю недостаточным ресурсом.

    Нововведение же актуально прежде всего для предприятий малого и среднего бизнеса. Им работники часто нужны здесь и сейчас, а система квот предусматривает подачу предварительных заявок за много месяцев вперед. И патенты снимают напряженность в этой сфере - при введении новой системы малый и средний бизнес может оперативно нанять сотрудника. Подчеркну: на законном основании. Таким образом, участники бизнес-процессов остаются в правовом поле.

    Система патентов для физических лиц за три последних года уже хорошо зарекомендовала себя. Сейчас это, пожалуй, одна из немногих возможностей, не отпугнув законопослушного иностранного гражданина, создать условия, чтобы он находился и работал в стране легально.

    В рамках патентной системы иностранные рабочие приобретают равные с гражданами России трудовые права, закрепленные законодательством. В том числе право обратиться в соответствующие органы при невыплате зарплаты или при других нарушениях со стороны недобросовестных работодателей. Таким образом, работодатель не имеет соблазна получить выгоду от эксплуатации граждан, находящихся в заведомо ущемленном положении. А это косвенно защищает и российских работников.

    Реальность такова, что трудовые права большинства мигрантов в нашей стране не защищены. Конечно, прогресс в последнее время налицо. За последние два года принято около двух десятков различных документов, направленных как на борьбу с нелегальной миграцией, так и на повышение ответственности работодателей, использующих такие трудовые ресурсы. Это в совокупности и дает положительную динамику. Я - убежденный сторонник максимальной управляемости миграционными процессами. И способы такого управления должны быть прагматичными, просчитанными и современными.

    Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов России

    - Когда несколько лет назад ФМС вводила систему патентов для двух категорий мигрантов - работающих у физических лиц и "уникальных" работников, профсоюзы прогнозировали, что со временем систему распространят и на все остальные категории иностранных работников. И оказались, к сожалению, правы. С нашей точки зрения, эта система дестабилизирует ситуацию на рыке труда, потому что потоки трудовой миграции становятся неконтролируемыми. ФМС, с нашей точки зрения, еще как следует не оценила итоги введения патентов для физлиц. А мы видим, что в этом секторе идет вытеснение россиян, которые могли бы и хотели бы работать по найму у физлиц и на дачах, и нянями, и по ремонту квартир. Мы не раз с этим сталкивались.

    Теперь аналогичная ситуация может произойти на рынке труда в целом, поскольку патент даст право мигранту работать у юрлиц, а квотироваться патенты не будут. Мы знаем, что работодатели предпочитают брать на работу иностранцев, потому что им можно меньше платить плюс до последнего времени за них не делались взносы в социальные фонды. Теперь за мигрантов тоже придется делать отчисления. Хоть и в несколько меньшем размере, чем за россиян. Но за счет низкой оплаты труда их все равно нанимать будет выгоднее. При этом, напомним, в России присутствует безработица, и люди зачастую не трудятся не потому, что они тунеядцы, а потому, что на рынке труда нет достойных предложений. Превалируют вакансии с низкой зарплатой и плохими условиями труда. И у работодателей нет никакого стимула улучшать качество этих рабочих мест, потому что они и без этого смогут взять на работу на все согласного мигранта. После введения патентов ситуация может усугубиться.

    Кроме того, сейчас определение квоты на привлечение иностранных работников - многоступенчатая процедура. Заявки на привлечение мигрантов согласовываются с региональными и федеральной трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, а утверждаются правительством страны. То есть общественность в лице профсоюзов принимает в этом участие. С принятием нового закона решение о том, сколько будет стоить патент и сколько с его помощью планируется привлечь мигрантов, будет решать администрация региона, общественного контроля уже не будет.

    Поделиться