28.10.2014 12:33
    Поделиться

    Илья Тилькин: Мы знаем о Распутине со слов его убийц и ненавистников

    "Исторические" ленты выпускаются на наши телеканалы с регулярностью поездов метро. Причем из проекта в проект дружно кочуют одни и те же актеры. В принципе, это не новость, но при таких темпах и на ограниченном временном поле сериальных сюжетов все это выглядит забавно.

    Например, сыграла Ингеборга Дапкунайте императрицу Александру Федоровну в мини-сериале "Григорий Р.", который показывали на Первом канале с 27 октября. Вскоре та же Дапкунайте предстанет перед кино-, а потом, возможно, и телезрителями в фильме Алексея Учителя, посвященном балерине Матильде Кшесинской, в роли императрицы Марии Федоровны, матери Николая II. Владимир Машков, который сыграл Николая II в фильме "Распутин" 2011 года (режиссер Жозе Дайан, в роли "старца" - Жерар Депардье), теперь играет самого Распутина. И восьмисерийный фильм с его участием обсуждает вся страна. В российско-французском фильме рассказывается о последних годах жизни Распутина. В мини-сериале с Машковым подход к теме совсем иной.

    - Наша история распадается на две параллельных линии - Распутина и следователя Свиттена, которому Керенский поручает разобраться в убийстве старца и параллельно найти доказательства всех его "грехов". Но за время расследования этого уголовного преступления Свиттен от ярой ненависти к Георгию Ефимовичу приходит к тому, что требует от Керенского привлечь его убийц к суду. Ему не удается найти ничего такого, что бы он мог положить в обвинение Распутину, - говорит режиссер проекта Андрей Малюков.

    Фильм уже заканчивается, а вопросов по отношению к нему осталось много. Один из главных - насколько вольно обошлись с историческим материалом? Обозреватель "РГ" поговорила с одним из сценаристов картины Ильей Тилькиным (первоначальный вариант сценария был написан Эдуардом Володарским). Илья Тилькин знаком зрителю по таким работам как "Свой-чужой", "Человек у окна", "Бандитский Петербург", "Сталинград". Сейчас он работает над лентой "Тихий Дон".

    Илья, вы не первый раз пишете сценарий на историческую тему. Трудно с историей?

    Илья Тилькин: Ой, не первый… Трудно, когда заранее представляешь, что скажут люди, которые относятся к историческому материалу, как к учебному пособию. Многие очень болезненно относятся к достоверности в каждой детали, и, конечно, не хочется подводить ни себя, ни обманывать их ожидания. Но, в конечном счете, как сказала Ингеборга Дапкунайте в одном из интервью: художественное кино - не учебник истории. Меня это поддержало. Художественный фильм - это попытка понять, какими людьми были эти исторические личности. Какие страсти в них бушевали. Какие у них были мотивации для поступков, которые, как потом выяснилось, изменили мир.

    Как вы работали над сценарием? Это был заказ?

    Илья Тилькин: Был огромный материал Эдуарда Яковлевича Володарского, который он, к сожалению, не успел привести в сценарную форму. Ко мне обратились продюсеры и поделились тем, что есть этот материал, и есть готовность снимать. А я естественно "вцепился", потому что такой персонаж, такая тематика и вообще такая серьезная работа - это подарок. Собственно, писал я сценарий практически с нуля, но с оглядкой на тот материал Володарского, который уже был.

    Сколько времени вы писали сценарий?

    Илья Тилькин: Это - мистическая история. Я написал его за месяц. Фактически невозможные сроки!

    Вы писали сценарий в расчете на Машкова?

    Илья Тилькин: Да. Более того, пока не появился Машков, я вообще не очень чувствовал нашего главного героя. Машков до такой степени включился, так перевоплотился, так вспыхнул, что можно было просто на него поглядывать и писать.

    Вы знали об еще одном - российско-французском - фильме о Распутине? Смотрели его?

    Илья Тилькин: Смотрел, конечно. Сколько смог. И когда я его смотрел, то еще понятия не имел, что буду писать сценарий о Распутине.

    Влиял ли на вас этот фильм? И этот же вопрос касается знаменитого фильма "Агония", где "великого старца" играл Алексей Петренко.

    Илья Тилькин: Фильм "Агония" - это классическое произведение, которое надо знать и обязательно смотреть. Но я его не пересматривал, не сравнивал, и не делал никаких заимствований, не косился в ту сторону. Потому что у нас совершенно другая история.

    Для вас Распутин - человек со знаком плюс или минус?

    Илья Тилькин: Он для меня абсолютно живой. Этот человек располагал к себе выдающихся людей - с образованием, чувством вкуса, воспитанием. Его же очень любили, и многие. Он был невероятно притягательным, талантливым, обладающим особенным магнетизмом. Я не разделяю точку зрения тех, кто считает его дьяволом во плоти, обольстителем. Для меня это абсолютно земной и простой человек, который попал, как сейчас выражаются в "замес" - политический, психологический - и просто не выжил в нем.

    Как на вас повлияла фигура Распутина - он же очень сильный энергетически?

    Илья Тилькин: Все началось с неправды. Когда я стал осваивать исторический материал, когда побежал в архивы, стал читать, с удивлением понял, что наше представление об этом человеке складывается на 95 процентов из неправды. Мы знаем о Распутине со слов его убийц, врагов и ненавистников. В любом материале о нем я встречаю цитаты из воспоминаний Пуришкевича, Феликса Юсупова. Справедливо ли составлять впечатление о человеке по мемуарам его убийц? Я думаю - нет, и если читать их отстраненно, то, мне кажется, там в каждой строчке ложь: сквозит попытка оправдаться, обелить себя. Представить себя героями, совершившими подвиг во имя высшей цели.

    У вас в сценарии - правда об убийстве?

    Илья Тилькин: У нас, прежде всего, обыкновенное убийство человека. Преступление. Жестокое, очень некрасивое, по абсолютно понятным мотивам. В фильме есть хорошая фраза: следователь Свиттен говорит, что не может быть преступления во имя России. Преступление есть преступление.

    Три вопроса о фильме "Григорий Р."

    Как нашли Машкова?

    Андрей Малюков, режиссер: Года четыре назад Эдуард Володарский дал мне почитать первый вариант "Распутина". И у нас с продюсером Рубеном Дишдишяном состоялся разговор, на котором я сказал: "Начинать такое кино без актера - невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова, тогда можно пробовать". Я все время в работе, знаю нашу актерскую братию, и понимаю, что не так много людей, которые могли бы такое сыграть. И про Машкова сразу подумал. Продюсеру удалось Володю вытащить в Москву. Машков заинтересовался ролью, а сейчас - просто горит ей. Я на него иногда с осторожностью смотрю. Он шутит: "Во мне подселенец". Энергия, которая из него исходит, велика и, к счастью, она передается в кадр.

    У Машкова своя борода или накладная?

    Евгения Малинковская, художник по гриму: С Владимиром Машковым мы долго искали грим, подготовку начали еще до Нового года, а к финальному варианту пришли к середине февраля. Пробовали всяческие бороды, гуще или реже, экспериментировали с волосами, делали накладки. Решали, будет ли борода своя или искусственная? Остановились на последнем. Волосы тоже оставили свои, для роли актер их отрастил. Только для финального появления Распутина в картине мы будем их наращивать.

    Грим Машкова сначала занимал два часа. Для Распутина мы придумали "эксклюзивную" бороду, мое ноу-хау. Это не наклеенная на тюли борода, а волосы, которые мы по одному вживляем в кожу. С ней актер может мыться, его даже можно за нее таскать - не отклеится. Всего для картины сделано 5 париков, порядка 150 бород и около 300 усов.

    Был ли у Машкова дублер?

    Дублером Машкова стал Сергей Трепесов, который работал с ним еще на фильме "Край". В самых "натуралистичных" съемках он заменяет актера. Так, на общем плане Юсупов с заговорщиками уже избивали его (для этого на каскадера надели специальный металлический жилет, под которым находилась смягчающая прокладка). Как шутит Трепесов: "Лупили по мне от души". Трепесов дублировал на общем плане Машкова и в сцене с верховыми. "Как бы ты не просчитал все, бывает, что кони задевают. И здесь важна моментальная реакция. В этой сцене я упустил один момент, в результате, лошадь наступила мне на руку".

    Кстати

    Актриса Юлия Снигирь сыграла Дору в российско-французском фильме "Распутин". А потом доросла до императрицы. Фильм "Екатерина", где она сыграла главную роль, как обещают, появится на Первом канале уже в этом сезоне. И эта работа тоже будет весьма обсуждаемой. Не менее, чем фильм "Екатерина Великая", где главную роль сыграла Марина Александрова. Эту премьеру готовит канал "Россия 2".

    Поделиться