23.10.2014 23:03
    Поделиться

    В Москве покажут избранное литовское кино

    Госфильмофонд России и Литовский киноцентр с 24 по 30 октября представляют в столичном кинотеатре "Иллюзион" достаточно подробную программу избранного из всего лучшего, что было и есть сегодня в литовском кинематографе.

    На трех показах стоит акцентировать внимание особо. Редкий шанс для театралов представится в фильме Раймундаса Вабаласа "Полет через Атлантический океан" - увидеть одну из немногочисленных актерских киноработ выдающегося литовского театрального режиссера, основателя и руководителя театра "Мено-фортас" Эймунтаса Някрошюса (25 октября). Вместе с Ремигиюсом Сабулисом в главных ролях и в актерской компании с Регимантасом Адомайтисом, Юозасом Будрайтисом и Эугенией Байорите обладатель титула лучшего театрального режиссера Европы (такая награда раз в год присуждается Союзом театров Европы) сыграет летчика, совершившего один из первых дальних перелетов в истории авиации. На маленьком одномоторном самолете ему предстоит преодолеть семь тысяч километров и героически продержаться 37 часов, пока их не собьют. Молодой Някрошюс в образе героя, в небе, в экстремальных условиях - это интересно.

    О каждодневных сценических подвигах и будничной театральной жизни (если только театральная жизнь в принципе может быть обычной) в Москве и Вильнюсе другого литовского режиссера - Римаса Туминаса, возглавляющего Вахтанговский театр, - речь пойдет в документальном фильме Рамуне Сакалаускайте "По пути к пристани". Премьера - 25 октября.

    А воскресное 26-е октября полностью посвящено ретроспективе кинофильмов Шарунаса Бартаса. Сценарист, оператор, сегодня - европейский режиссер с мировым именем, Шарунас Бартас окончил ВГИК, став достойным учеником Ираклия Квирикадзе, в 89-м году создал в Вильнюсе первую независимую киностудию "Кинема", в 90-м дебютировал как режиссер, и с тех самых пор его великий педагог мог им гордиться. Сложно назвать более независимого, закрытого и харизматичного режиссера. Он снимает не спеша, приблизительно по фильму раз в пять лет, кажется - исключительно для себя, но каждая его картина становится художественным событием. Многие престижные международные кинофестивали за честь считают видеть его работы в конкурсе, а его самого лично - в составе жюри, и его мнение - даже в жюри Каннского фестиваля - всегда решающее.

    День Шарунаса Бартаса в Москве вместит три картины: "Три дня" (СССР, 1991 г.), "Нас мало" (Германия, Франция, Португалия, Литва,1996) и "Евразиeц" (Литва, Россия, Франция, 2010). Последняя - своеобразный литовский боевик, выстроенный как экзистенциальная драма бывшего наркоторговца, который сделал попытку вернуться к нормальной жизни, а оказался за порогом смерти. В "Евразийце" Шарунаса Бартаса каждый находит то, что ищет в своем кино с большой буквы. Что называется, и трансцендентное, и человеческое в одном формате. Это почти хирургическая попытка узнать людей и проследить за их логикой в их желании выжить. Антигуманный вердикт, что мир не позволит человеку стать самим собой, как бы он к этому не стремился. Даже если речь идет о новом образе сверхчеловека в мужском обличье, который в воде не тонет, в огне не горит, холода не боится и голода не чувствует… К тому же уникальный случай в кино: за 113 минут экранного времени даже при большом желании невозможно найти ни одного лишнего кадра.

    Поделиться