21.10.2014 23:07
    Поделиться

    Михаил Швыдкой: Культурная политика Москвы учитывает интересы горожан

    Перед входом в "Манеж", где должен был начаться Международный форум культуры "Москва. Живи, работай, созидай", неведомый персонаж засунул мне в карман пиджака листовку, с которой я как человек любопытный не преминул ознакомиться. Она содержала грозные обвинения в адрес руководителя департамента культуры, министра московского правительства, Сергея Капкова, который, по мнению авторов этого воззвания, поддерживает деятелей культуры нетрадиционных сексуальных и национальных ориентаций, вместо того чтобы возлюбить эротических традиционалистов.

    Видимо, не только меня хотели одарить этим бесценным подарком - Надежда Бабкина, которую сложно заподозрить в нетрадиционной сексуальной ориентации и национальных извращениях, записала мне свой телефон на похожем листочке, приглашая на открытие Театра ее имени, которое состоится 27 октября. Рядом с ДК имени Горбунова, где располагается Московский театр мюзикла (думаю, что само слово "мюзикл" рассматривается авторами воззвания как империалистически враждебное), находится Театр Людмилы Рюминой, замечательной исполнительницы русских народных песен. Да и сам "Манеж", где, порой, происходит нечто, что может не понравиться любителям миссионерских позиций в искусстве и жизни, соседствует с Галереей Александра Максовича Шилова, чье творчество формируется на принципах доступности для эстетически неискушенных зрителей. Появление одного "Гоголь-центра", возглавляемого Кириллом Серебренниковым, который создал театральное пространство, открытое для молодых режиссеров и актеров, равно как и для молодых зрителей, не несет угрозы для национальной идентичности и любви к Отечеству. Раз в десять-пятнадцать лет и при советской власти появлялись коллективы вроде "Современника" и Таганки, которые обвиняли в "подрыве устоев" и прочих смертных грехах, а потом канонизировали в учебниках по истории театра, обнаруживая связь с художественной традицией.

    Франция в годы кризиса в полтора раза увеличила расходы на культуру

    Примеры можно множить, но надеюсь, что моя не слишком мудреная мысль уже стала очевидной: московские власти заботятся об эстетическом многообразии городской культуры. Внятно поддерживая фундаментальные ценности русской и российской культуры, уделяя особое внимание таким жемчужинам столичной культуры, как музей-заповедник "Коломенское" или Музей А.С. Пушкина (как и множеству других), здесь понимают необходимость создания нового пространства развития. Поддержания среды, где могли бы раскрыть себя молодые деятели культуры.

    Вовлечение молодежи в культурную жизнь города - одно из главных достижений московского бытия последних лет. Причем молодежи с разными запросами и интересами. Безусловно, можно говорить о молодежной субкультуре, только надо понимать, что она неоднородна. Среди молодых есть поклонники А. Проханова и З. Прилепина, равно как и почитатели Д. Гранина и Д. Глуховского. Для власти важно не оттолкнуть ни одних, ни других. Нужно вовлечь их в культурную жизнь, а для этого необходимо сделать ее доступной для самых разных слоев молодых горожан. Напомню, что в самый разгар очередного мирового экономического кризиса, когда формировался бюджет Франции на 2009 год, во многом благодаря инициативе президента Николя Саркози чуть ли не в полтора раза увеличили расходы на культуру. Логика таких действий была проста: кризис повлечет за собой увеличение безработицы, которая затронет прежде всего молодежь из неимущих семей, им надо обеспечить разумное времяпровождение, которое хотя бы в какой-то степени снимет социальное напряжение. Худо-бедно, но такой подход сыграл свою роль в период обострившихся общественных отношений. К счастью, в Москве нет безработицы, здесь всегда можно найти чем заняться и где заработать, но проблема досуга для молодежи, не располагающей достаточными средствами, чтобы регулярно посещать театры или дискотеки, все равно существует. Неслучайно городские власти разработали систему льгот для молодых горожан, посещающих учреждения культуры Москвы, открыли для нее парки и информационные центры.

    Зрители, если живут далеко от Большого зала консерватории или МХТ, после десяти вечера спешат в свои спальные районы

    Так случилось, что в российской столице, как и во многих столицах мира, зрелищные учреждения культуры - театры и концертные залы - тяготели к историческим частям городов. Дворцы и дома культуры, которые в советское время возводились в заводских районах, все равно не отменяли потребности отправиться в центр, чтобы увидеть знаменитых актеров или музыкантов. Но сегодняшняя Москва с ее огромными расстояниями формирует иное поведение ее обитателей. В каком бы театральном или концерном зале ты ни находился, нельзя не заметить, как в десять часов вечера его начинают покидать люди - вне зависимости от того, закончился спектакль или нет. Разве что только самые молодые готовы сидеть хоть до полуночи. А зрители постарше, к тому же если они живут далеко от Большого зала консерватории или от МХТ, после десяти вечера спешат в свои спальные районы. Поэтому создание доступных культурных центров за пределами Садового кольца становится насущным делом городских властей. В этом смысле примечательным может стать новое развитие бывшей территории Завода имени Лихачева, где предполагается строительство концертного и театральных залов, Музея науки и техники, художественных галерей.

    Словом, при всех сложностях и проблемах, культурная политика московских властей последних лет, с моей точки зрения, доказала, что они владеют важным искусством соотношений, стараясь учитывать интересы всех горожан. По-моему, даже тех, кто раздавал листовки перед входом в "Манеж".

    Поделиться