15.10.2014 23:44
    Поделиться

    Пассажирам электричек придется оплачивать полную стоимость проезда

    За электричку придется платить полностью
    Минфин предлагает продавать билеты на электричку по полной цене, а потом возвращать часть суммы, если у пассажира есть льготы. Пока это только предложения, но стоимость проезда и без того вырастет в 2015 году в ряде регионов довольно ощутимо - раза в два, прогнозируют эксперты.

    Выпадающие доходы пригородных перевозчиков в этом году составят 14,7 млрд рублей. А в бюджетах субъектов на эти расходы заложено 8,4 млрд. Еще есть долг в  6,3 млрд. Он перейдет в статью убытки и, видимо, надолго.

    В следующем году ситуация не изменится, прогнозируют эксперты. Скорее всего, перевозчики продолжат сокращать число вагонов, интенсивность движения и даже маршруты. Пригородные компании уже вынуждены были сократить в этом году 528 пригородных поездов, ведь их долги перед РЖД за использование путей и поездов превысили 21 млрд рублей.

    Возможен и другой вариант - перевозчики поднимут стоимость проезда. Но здесь есть проблема. Региональные власти имеют право обязать их перевозить пассажиров по определенному тарифу, который утвердит местное отделение Федеральной службы по тарифам. Но воспользовавшись этим правом, власти уклоняются от обязанности возмещать убытки от низких тарифов, ссылаясь на непрозрачность смет перевозчиков по тратам на обслуживание поездов.

    Заявления о непрозрачности и завышении убытков в основном идут от субъектов, которые либо не компенсируют, либо платят по минимуму. Так, администрация Орловской области в 2014 году на покрытие выпадающих доходов ППК заложила в региональный бюджет только 5 млн рублей, или три процента от необходимой суммы (194,6 млн), говорят в РЖД.

    Конфликт по поводу методики расчетов можно свести на нет, если компенсировать населению проезд после поездки, а продавать билет по экономически обоснованному тарифу, сказал на круглом столе по проблеме пригородного сообщения директор департамента бюджетной политики в сфере транспорта, дорожного хозяйства, природопользования и агропромышленого комплекса минфина России Игорь Кузин. В этом случае население будет выбирать те маршруты электричек, которые им удобны, а не те, которые дешевле. И голосовать рублем за электричку или автобус, считает он.

    Замначальника управления транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы Наталья Яковенко сообщила, что уже прорабатывается вопрос о том, чтобы на поездах дальнего следования ввести схему: пассажир платит полную стоимость проезда, а потом идет за возвратом денег, если у него есть льготы, по аналогии с оплатой ЖКХ. Такую же схему можно рассмотреть и для пригорода.

    Вопрос только в том, кто будет администрировать возврат денег и заниматься списком льготных категорий граждан, отметила она. За год электрички перевозят почти миллиард пассажиров. Как обрабатывать их данные при продаже билетов? Нужно ли вводить именной билет на электричку?

    У железнодорожников возникли и другие вопросы. На Дальнем Востоке и в Забайкалье себестоимость проезда 10 километров - свыше 100 рублей из-за того, что там не электрифицированы пути, а состав тянет дизель-локомотив. То есть проезд 100 километров будет стоить одну тысячу рублей. И каждый день две тысячи тратить на дорогу никто не будет при доходе в 30 тысяч в месяц. Там, где есть электричество, перевозка пассажира на расстояние в 10 километров стоит меньше рублей на 80.

    Но обработка данных в разы увеличит время и нагрузку на персонал при продаже и проверке билетов, отметил замначальника Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом РЖД Виктор Шубин. А пассажирам придется стоять в очередях за возвратом денег в отделениях соцзащиты, если они попадут в список льготников. Скорее всего, кроме инвалидов и пенсионеров, там будут и те, у кого небольшой доход в семье, предположила представитель ФАС. А у остальных траты на дорогу вырастут в несколько раз, считают эксперты.

    Поделиться