14.10.2014 23:05
    Поделиться

    В Москве состоялся концерт классика мирового блюза Джона Мэйолла

    Он обошелся без предисловий: быстрым шагом вышел на освещенную сцену к электропиано, бодро поздоровался с публикой, бросил взгляды вправо-влево на занимающих свои места музыкантов и - первый аккорд All Your love, пьесы явно не в зачин концерта: средний темп с упором на ударные и звонкие пружинящие клавиши.

    Джону Мэйоллу церемонии ни к чему, за пятьдесят лет на сцене он насмотрелся всякого и всяких - из своих рук, сквозь группу John Mayall Bluesbreakers, он выпустил в 60-х в большую музыку и Эрика Клэптона, и Питера Грина (в группу Fleetwood Mac), и Майка Тэйлора (в Rolling Stones), и еще многих звезд блюза и рока. Сам же Мэйолл продолжал создавать из музыки, которую, как гласят легенды, пели негры на плантациях, подыгрывая себе на фанерных гитарах, белый блюз с рок-интонациями и мощным электрическим бэкграундом. Точнее, получался чикагский блюз на британский манер, мускулистый, моторный и вечный. У Мэйолла с тех пор вышло порядка 50 альбомов, студийных, концертных, сольных и с группой, с "каверами" и собственной музыкой.

    Вот и первая вещь на диске, Why Did You Go Last Night: темповое энергичное фортепиано, каждый аккорд которого делит по-блюзовому заглавную фразу песни на части, диктуя магнетический ритм барабанам и басу, подгоняя сольные ноты.

    Слушаем A Special Life, давшую название диску, музыкальное повествование о секретах долголетия. Вязкое, под выбранную тему, полное сложных гитарных партий, под бодрую губную гармошку-харп, которую 80-летний юноша периодически хватает с "рояля" и прижимает разом к микрофону и губам. На харпе Мэйоллу из действующих блюзменов равных сегодня мало. На концерте музыкант и его инструмент, будто независимо друг от друга, сливаясь и перебивая, ведут свои партии. В Heartache седовласый маэстро едва успевает между раскатами гитарного грома выкрикнуть слова припева: неутомимая гармошка перебивает его, наяривая американскую плясовую под ритмичные ладоши слегка ошалевшего от драйва зала.

    Все было донельзя просто, как в настоящем блюзе, - многоступенчатые вступления, разгоняющие ноты по песне и кровь по жилам аккорды, стандартные фразы-квадраты. Но от всего - отнюдь не шаляпинского, чуть хрипловатого, но отлично прослушиваемого мэйолловского баска, от выходящей вперед лишь по кивку маэстро внятной гитары техасца Роки Этаса и баса скромного Грэга Рзаба - по залу шел до дрожи пробирающий драйв.

    Вокруг был блюз, которому внимала блюзовая публика. Кто хотел потанцевать, просто отходил чуть в сторону от сгрудившейся у сцены толпы (отойти было куда, большой зал ГлавClub а, увы, был заполнен едва на четверть). Отдельные инструментальные партии, которыми музыканты в каждой песне баловали публику по-джазовому, провожались аплодисментами почтенной публики: средний возраст аудитории приближался к пятидесяти.

    Маэстро-гитарист между тем не жаловал нас гитарными партиями, лишь несколько раз оставив клавишные ради струнных. И даже в эти моменты он не пытался ставить рекорды по пробегу пальцев по гитарному грифу: у Мэйолла сегодня все просто, душевно, неспешно, с множеством красивых деталей, это музыка мудреца, которому еще есть что сказать.

    И еще одна деталь: кавалер Ордена британской империи, Мэйолл в этом туре дает концерты в городах США и Англии, сделав лишь три исключения - для Москвы, Санкт-Петербурга и Барселоны. "Блюз должен достучаться до умов, оставаясь вне политики, - говорит он сегодня в интервью. - Музыка - вот настоящий целитель мира".

    Поделиться