13.10.2014 23:42
    Поделиться

    Как в Москве развивается рынок фастфуда

    Стритфуд - это еда, которую продают в городе прямо на улицах. Причем исторически это была еда традиционная, в основном быстро приготовленная и недорогая, доступная широким массам. Предназначенная тем, кто не хочет или не может ходить обедать по ресторанам, а с развитием мегаполисов и тем, кто экономит время, хочет перекусить быстро, пусть даже и на ходу. Собственно, в современном городе, где все спешат и все опаздывают, стритфуд - это неотъемлемая часть жизни, а его разнообразие, на мой взгляд, характеризует степень развития мегаполиса. Ибо это всегда удобная и необходимая еда для активного горожанина, менеджера, туриста или банкира, всех, кто перемещается по городу и экономит время. В общем, стритфуд - это удобный к поеданию на ходу уличный фастфуд.

    Собственно, состояние уличной еды в Москве за последние 15 лет не сильно изменилось - его можно описать прилагательным "законсервированный". Это либо традиционный восточный бизнес в виде шаурмы, не всегда отвечающей нормам санитарии и ставшей метафорой некачественного стритфуда (хотя надо признать - отдельные экземпляры очень даже выдающиеся), либо русские беляши и всевозможные пирожки, качество которых тоже зачастую вызывает вопросы, либо сетевики из девяностых - блины, хот-доги и картошка. Выбор не слишком разнообразный. Ярким пятном на рынке стритфуда были еще палатки с китайской едой "Хуан Хэ", ставшие потом "Рикшей и Ваном", но они были, да успешно сплыли к середине двухтысячных.

    Конечно, интересные и вкусные проекты в городе тоже существуют - будь то микрозаведение Меаt Point на Никитской, вагончик "Дары природы", лоточки "Пян-Се" или окно на Стрелке от "Бургер Бразерс" - но это скорее приятное исключение, нежели общегородская тенденция. Безвкусица в прямом и переносном смысле преобладает.

    У всего этого достаточно понятные корни - развивать уличную еду никому никогда не было нужно - ни чиновники, ни коммерсанты, выигрывавшие префектурные тендеры год за годом, не ставили своей задачей делать "круто" - уличная еда воспринималась как тактический способ "срубить побольше". Особняком, стараясь все-таки делать уличную еду чуть прогрессивнее и более похожей на европейские аналоги, стояли "Теремок", "Крошка-картошка" и "Стардогs" - проекты, которые, объединившись в ассоциацию, умудрялись отстаивать свои интересы, следить за корректностью проводимых тендеров и все-таки получать места. Вот так это все жило и не особо видоизменялось последние 15 лет - со всеми сносами и переносами ларьков и палаток.

    Единственным проводником уличной еды был "Пикник "Афиши", который год за годом старался собирать на своем фуд-корте как можно больше интересных участников. Мы тоже побывали там в 2010 году, и это была очень удачная проба пера в формате уличной еды.

    В течение пары лет ситуация стала меняться, стали появляться тематические мероприятия, посвященные новой уличной еде, сначала на "Ламбаде-маркет", а затем и на "Городском маркете еды" вдруг возникли молодые ребята, старающиеся готовить интересную уличную еду, которую они видели в Европе, Азии или Америке. Это были люди новой формации, с непрофильным образованием, пришедшие в основном из медиаиндустрии или рекламы и искренне старающиеся дать городу что-то новое и сделать "как там" - молодой креативный класс, для которых еда стала новой модной "фишкой". С этого и началась волна нового стритфуда, ставшая в этом году настоящим бумом.

    Но несмотря на такой позитивный тренд, на огромное количество желающих готовить уличную еду, все они пока остаются героями резерваций - именно маркетов еды и прочих городских мероприятий и некоторых городских парков (надо отдать их дирекциям, департаменту культуры и Мосгорпарку должное), где появились и даже обжились единичные их представители. Присутствие нового стритфуда с разнообразным и более качественным предложением в городе в целом как было, так и остается несущественным.

    И это похоже на междусобойчик, процесс ради процесса - поскольку эти фестивали уличной еды не являются релевантным отражением того, что существует в городе. И это тоже понятно - во-первых, мобильная торговля по-прежнему не является мобильной, вход на рынок небольших стационарных объектов сложен и забюрократизирован, а департамент торговли, не стесняясь, говорит, что уличная еда городу в принципе не нужна. Во-вторых, сам климат против стритфудеров - 6 месяцев в году есть у нас на улицах просто холодно. В-третьих, емкость маленьких помещений в городе и уже существующих небольших стационарных объектов достаточно ограниченна и появления хаотичных палаточных рядов возле метро город не допустит. В-четвертых, самим молодым участникам маркета во многом не хватает базовых знаний, чтобы из единичных активностей для друзей превратить это в постоянный бизнес и кормить не только друзей и фудиз на фестивалях, но и рядовых горожан.

    Плюс во всем мире своей традиционной уличной едой обычно занимаются представители той или иной диаспоры - собственно, какие диаспоры преобладают, такова и еда, но все-таки за прошедшее десятилетие Москва стала существенно интернациональнее еды, которая в ней представлена.

    Безусловно, демократичные, доступные и национальные проекты в городе появляются, что не может не радовать - год за годом разрастается сеть "Братья Караваевы", а в этом году появился отличный грузинский фастфуд "Вай Мэ!" с несколькими кафе. Но все это происходит усилиями и желаниями отдельных энтузиастов, скорее вопреки тенденциям. А хочется, чтобы город выделял места не только под шаурму и пирожки, обязывая представлять 7-10 разных концепций в районе, чтобы возникли постоянные маркеты выходного дня с едой, как это происходит в Портобелло в Лондоне или на Бруклин Фли в Нью-Йорке. Чтобы появилась возможность торговать мобильно, пусть в качестве эксперимента, в специально отведенных местах в установленные часы. Если у нас можно будет на улицах города купить вкусную и разнообразную еду до 200 рублей - и туристы, и горожане от этого только выиграют. Недоверие к новому пройдет, в большом городе люди быстро привыкают ко всему - многие уже стали ходить обедать в близлежащие к их офисам парки, есть фалафель или дюрюм, лапшу или пасту в коробках, уличные бургеры и гирос.

    Вообще сам по себе рынок фастфуда и его уличного направления является достаточно перспективным и быстро растущим - каждый год он стабильно прибавляет в среднем 25%, а его прогнозируемый объем в 2014 году составит порядка 400 млрд рублей (по России), примерно половина из которого - доля уличной еды. Но именно в Москве пока ситуация складывается иначе, согласно аналитике, сейчас доля уличной еды не превышает 15%, а значит, нам есть куда расти.

    Поделиться