09.10.2014 23:42
    Поделиться

    Банки решили проверить аккаунты заемщиков в соцсетях

    Откровенность в Интернете может испортить карьеру и кредитную историю
    Перед тем как публиковать в социальных сетях откровенные фотографии, сообщения о покупке дорогой машины или о своих пристрастиях к алкогольным напиткам, теперь лучше лишний раз подумать - ведь за нашей личной жизнью в Сети давно следят. И не только друзья. Информацию регулярно изучают мошенники, работодатели, коллекторы, а теперь еще и банки.

    До конца года несколько российских банков планируют запустить скоринг по соцсетям, то есть специальная система будет тщательно изучать странички потенциальных клиентов, чтобы выяснить, кто из них кредитоспособен, а кто не сможет отдать долги вовремя. Например, банки с согласия клиента будут анализировать: давно ли был создан его аккаунт, как много "друзей" у его обладателя, как часто в течение рабочего дня вы делаете публикации, есть ли у вас вредные привычки, нет ли склонности к суициду и так далее. Если страница новая, "друзей" мало, активность в соцсетях чересчур высокая, а на страничке имеются фотографии компрометирующего характера, то кредит этот человек может и не получить.
    Между тем, по словам вице-президента Ассоциации региональных банков Олега Иванова, этот канал получения информации довольно дорогостоящий, но при этом не очень достоверный - подобные проверки могут дать лишь косвенную информацию. "Заемщик ведь может оказаться мошенником высокого уровня, и тогда он позаботится, чтобы его образ в соцсетях выглядел достойно", - убежден собеседник.

    Эффективность проверок по соцсетям напрямую зависит от наличия у банка штатного психолога, который будет принимать участие в оценке такой информации, уверены эксперты. "Но лучше иметь такой инструмент, чем не иметь его вообще", - заявил "РГ" РАНХиГС при президенте РФ, эксперт в сфере финансов Василий Якимкин. Надо сказать, что не только банки изучают частную жизнь россиян посредством социальных сетей. Этим занимаются, к примеру, работодатели, когда берут на службу новых людей - кому нужна сотрудница, которая публикует фотографии в обнаженном виде, сообщает о своей любви к алкоголю и "сидит" в Сети даже в рабочее время? "Мало кто знает, что некоторые кадровые агентства изучают информацию о перспективных, с их точки зрения, кадрах в течение многих лет - где работал, как проводит время, какие у него привычки, быстро ли поднимается по карьерной лестнице", - рассказал "РГ" ведущий аналитик по информационным технологиям FINAM Леонид Делицин. И если репутация не очень - о новой высокооплачиваемой работе можно забыть.

    Среди других постоянных "гостей" личных страничек в социальных сетях - коллекторы, маркетологи, юристы, строители, продавцы авто и других дорогих товаров. Социальные сети изучают даже частные врачи и психологи, пациенты которых часто "забывают" сообщить о своих вредных привычках и пристрастиях. А отсутствие такой информации явно вредит процессу лечения. Так что не нужно сообщать о себе в сетях, чтобы не испортить себе жизнь? Самыми "открытыми" пользователями сети, по статистике, являются молодые люди в возрасте до 25 лет. У 90 процентов среди них есть свои странички в социальных сетях "ВКонтакте", "одноклассниках" или "Фейсбуке", где они выкладывают абсолютно всю информацию о себе. "В отличие от жителей других стран, которые в Интернете даже свою фамилию стараются не афишировать, россияне совершенно не думают о своей безопасности. Они оставляют в открытом доступе свой телефон, адрес, место работы. Сообщают о том, когда их не бывает дома, когда они понесут крупные суммы в банк, - говорит глава аналитического агентства "Телеком Дейли" Денис Кусков. - А этой информацией часто пользуются мошенники. Так что нужно сообщать о себе только ту информацию, которая не навредит. И уж точно не стоит "постить" компрометирующие фото и личные данные".

    А вот Леонид Делицин уверен, что даже с родными людьми по социальным сетям не стоит откровенничать. Страничку могут и взломать, и все тайное станет явным, уверен он.  Работодателям все-таки не стоит знать о ваших вредных привычках. Что касается отношений с банками, то если ваш доход, к примеру, в четыре раза перекрывает объем вашего кредитного портфеля, то можно "постить" в соцсетях какую угодно информацию. При этом не важно, курите вы, ругаетесь ли матом или же вашим хобби являются кулачные бои с фанатами не нравящегося вам футбольного клуба, главное вовремя отдавать долги, говорят эксперты.

    Психологи о социальных сетях

    Плюсы:

    - Помогают поддерживать отношения с друзьями и родственниками из других городов.
    - Экономят расходы на мобильную связь.
    - Расширяют круг знакомых.
    - Информируют об актуальных новостях и мероприятиях.
    - Напоминают о днях рождения друзей и близких.

    Минусы:

    - "Отнимают" огромное количество времени.
    - Информируют потенциальных злоумышленников.
    - Формируют психологическую зависимость у особо впечатлительных пользователей.
    - Лишают живого общения.

    Поделиться