06.10.2014 23:21
    Поделиться

    Пациентам начали выдавать справки, где указана стоимость лечения

    Пациентам начали выдавать справки о стоимости лечения
    С сентября пациентам муниципальных больниц и поликлиник в семи регионах страны начали выдавать справки, в которых указывается стоимость оказанных им медицинских услуг. Этот пилотный проект начат во исполнение поручения президента по повышению доступности и качества бесплатной медицинской помощи и информированности граждан. К декабрю должен быть подготовлен доклад о системе информирования граждан о том, что им должны оказывать бесплатно.

    В "пилоте", согласно приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), участвуют Брянская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Тульская области, Краснодарский край и Республика Татарстан. Однако идею воплощают по своей инициативе и в некоторых других регионах. Справки выдаются за каждый законченный случай, чтобы граждане знали, сколько стоит оказанная им услуга, и могли проверить, соответствует ли информация тем стандартам оказания медпомощи, которые положены им по программе государственных гарантий, пояснили "РГБ" в ФФОМС.

    Право на бесплатную медицинскую помощь гарантировано нам Конституцией. И это знает практически каждый. Однако многие не задумываются, что сама по себе медицина далеко не бесплатна. Более того, с каждым годом она становится все дороже - новые технологии, аппараты, медикаменты дорожают из-за сложности создания и эксплуатации. Государство увеличивает средний норматив подушевого финансирования здравоохранения. В 2013 году он составлял 9032 руб., в 2014 -м - 10 294 руб., а в 2015-м будет уже 12 096 руб. Но это федеральный норматив, в регионах он может быть и выше. Так, в столице средний подушевой норматив в прошлом году был равен 22 210 руб., а в текущем составляет 23 811 руб. Благодаря страховым принципам социальной солидарности ("богатый платит за бедного, здоровый - за больного") мы и можем получать довольно дорогое лечение как бы бесплатно. А что дается даром, то, как известно, и ценится мало. Вот это убеждение и решили изменить, информируя нас о реальной стоимости лечения.

    - В наших больницах и поликлиниках выдают справки, в которых перечислены все услуги, полученные пациентом, с указанием их стоимости, - рассказала "РГБ" заместитель директора Московского областного фонда ОМС Валентина Зиновьева. - Мы рекомендовали администрациям лечебных учреждений заранее заготовить бланки справок для разных видов помощи - типографским способом или на множительной технике. Остается лишь вписать туда данные пациента и стоимость, а с этим может справиться и медицинская сестра.

    В прошлом году в Санкт-Петербурге один пациент получил помощь на сумму более 5 миллионов рублей, а еще 50 - на суммы более миллиона. Некоторые аналитики считают, что, информируя людей о стоимости лечения, страховая медицина сможет остановить отток пациентов из государственных лечебных учреждений в частные: люди-де поймут, что незачем тратить деньги, если страховой полис предоставляет то же самое бесплатно

    - Врачам работы значительно прибавилось - пациенты недоумевают, зачем им выдают такие справки, поэтому каждому приходится объяснять, - говорит главный врач стационара N1 городской клинической больницы города Реутова Московской области Ахтам Адиятулин. - В принципе нужно было бы провести разъяснительную работу с населением через СМИ, чтобы всем был понятен смысл. А так многие боятся, что им придется заплатить сумму, указанную в справке, - приходится разубеждать.

    - В нашей поликлинике брать справки не отказываются, однако нередко спрашивают, куда идти платить, - рассказывает главный врач Левобережной городской поликлиники в подмосковных Химках Анна Колпакова. - А некоторые удивляются, как дешево оценивают нашу медицину. Например, прием у терапевта стоит 269 рублей, осмотр гинеколога - 479, самые дорогие консультации - невролога и эндокринолога - 1100 рублей.

    - Эти справки никак не улучшат качество медицинской помощи и не будут способствовать снижению цен на услуги, - считает директор Института экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики" Лариса Попович. - Ради того, чтобы доказать населению, что медицинские услуги не бывают бесплатными, будут потрачены огромные средства. А чтобы вычленить из всего массива данных о лабораторных исследованиях стоимость анализов одного пациента, потребуются и деньги, и время.

    - Рациональное зерно в этой идее, несомненно, есть, - не согласен директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. - Сейчас пациенты не знают, какова стоимость той медицинской помощи, которую они получают бесплатно. Но ничего бесплатного не бывает - подчас медпомощь обходится государству весьма дорого. А в будущем, возможно, к суммам, указанным в чеке, может быть привязан тот налоговый вычет, который предоставляют на средства, потраченные на лечение.

    Лечение по программе госгарантий бесплатной помощи действительно может быть очень дорогим. Так, в прошлом году в Санкт-Петербурге один пациент получил помощь на сумму более 5 миллионов рублей, а еще 50 - на суммы более миллиона. Некоторые аналитики считают, что, информируя людей о стоимости лечения, страховая медицина сможет остановить отток пациентов из государственных лечебных учреждений в частные: люди-де поймут, что незачем тратить деньги, если страховой полис предоставляет то же самое бесплатно.

    А платные медуслуги совсем не дешевы. Первичный прием терапевта в коммерческих медцентрах столицы, к примеру, стоит от 800 до 1500 рублей, врача акушера-гинеколога - от 1300 до 2200 рублей, врача-невролога - от 1300 до 2500 рублей. Но одним приемом помощь, как правило, не ограничивается - требуются еще анализы, повторные приемы и т.д. А врачи, как правило, те же самые, что работают и в городской поликлинике, только в другую смену. Правда, в частном медцентре не придется долго сидеть в очереди, не нагрубят (как правило) и даже могут предложить чашку чаю и иные услуги - в общем, сделают все, чтобы вы там задержались. Такого сервиса и мраморных полов в муниципальной поликлинике, конечно, не дождаться. Но если приходится жить от зарплаты до зарплаты, то деталями сервиса и красотой интерьера можно и пренебречь.

    Итоги пилотных проектов подведут в следующем году, тогда и станет ясно, оправдал ли себя эксперимент с информированием пациентов.

    Поделиться