06.10.2014 23:44
    Поделиться

    Россия пока не намерена вводить пошлины на украинские товары

    У России пока что нет поводов для введения пошлин в отношении товаров из Украины, но правительство продолжает внимательно наблюдать за процессом ассоциации Киева и Брюсселя.

    Премьер-министр Дмитрий Медведев провел встречу с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым и министром энергетики Александром Новаком, чтобы обсудить текущие отношения с Украиной.

    Сегодня в повестке российско-украинских отношений существуют два наиболее острых вопроса. Первый касается ассоциации Украины и Евросоюза. "Не так давно мной было подписано постановление, в соответствии с которым под определенными условиями могут быть введены пошлины в отношении украинских товаров в случае, если Украина начнет юридическую или фактическую имплементацию договора о зоне свободной торговли", - напомнил глава кабмина.

    - В случае если у нас появляется подобная информация, в течение 10 дней в отношении Украины вводится режим наибольшего благоприятствования, который означает отмену льгот и появление соответствующего набора пошлин, - уточнил премьер-министр.

    Правительство сформировало рабочую группу по мониторингу ситуации. "Пока мы не имеем фактов того, чтоб был выпущен какой-то нормативно-правовой акт, который явно или скрыто вводил бы эти нормы", - сообщил министр Улюкаев.

    - Но поскольку пласт нормативно-правовых актов очень большой, ведомственные приказы мы тоже должны анализировать, - добавил он. - Поэтому мы будем очень внимательно ситуацию отслеживать и, безусловно, сразу на нее реагировать, но пока таких фактов мы не знаем.

    Вторая тема отношений с Украиной - газовая. Министерство энергетики продолжает участвовать в трехсторонних консультациях с представителями Украины и Евросоюза, на которых обсуждаются условия возобновления поставок газа Киеву. Без этого, подчеркнул Александр Новак, едва ли можно говорить о нормальном прохождении осенне-зимнего периода, в том числе при транзите газа в Европу. Имеющегося сегодня в хранилищах Украины газа недостаточно, констатировал министр: "Сегодня там закачано, примерно, 16,5 миллиардов кубометров, из которых активного газа, примерно, 11-12 миллиардов. Остальное - это буферный газ. И по нашим оценкам, недостаток составляет до 9-10 миллиардов кубометров".

    Необходимо восстанавливать поставки газа Украине, считает глава Минэнерго. Вопрос в условиях. "У нас общая позиция с Еврокомиссией по условиям обеспечения новых поставок и реструктуризации задолженности, - заявил он. - Они заключаются в следующем: Газпром может поставить Нафтогазу минимальные объемы - 5 миллиардов кубометров по системе takе-or-pay и в режиме предоплаты". "Нафтогаз Украины" в таком случае обязан будет оплатить в режиме предоплаты эти объемы.

    Имеющегося сегодня в хранилищах Украины газа недостаточно

    - При этом дополнительным аукционом может быть еще 5 миллиардов кубометров, но уже не по системе take-or-pay, а по системе дополнительных заявок, если таковые понадобятся в результате зимнего прохождения и температурного режима, - сообщил Новак.

    Что касается старых долгов, то, по словам министра, Еврокомиссия готова гарантировать погашение задолженности в размере 3,1 миллиарда долларов. "Подготовлен проект протокола, который будет подписан тремя сторонами. В настоящее время наше общее предложение с Еврокомиссией рассматривается Украинской стороной. Мы ждем ответ", - сообщил глава Минэнерго.

    - Мы считаем, что такое пакетное решение на 6 месяцев может стать хорошим решением прохождения осеннее-зимнего периода, надежного снабжения европейских потребителей, и в данном случае мы обсудили и цену, по которой может быть поставлен газ, - уточнил Новак. - Эта цена складывается на 6 месяцев из скидки в размере 100 долларов от текущей цены контракта и составляет 385 долларов за тысячу кубометров.

    Внутренние вопросы Дмитрий Медведев обсудил на совещании со своими заместителями. Председатель правительства подписал постановление, устанавливающее специальную методику расчета, которая ограничивает максимальный размер расходов региональных бюджетов на зарплаты своих чиновников, на транспорт, на содержание офисов и ряд других статей. "Уровень верхней планки этих расходов зависит от величины финансовой поддержки, которую оказывает федеральный бюджет тому или иному региону", - подчеркнул глава кабмина на совещании с вице-премьерами.

    - Если регион дотируется из центра, то вряд ли он может позволить себе высокую долю расходов на содержание должностных лиц, - считает премьер.

    Также главой правительства утверждены новые правила предоставления субъектам субсидий из федеральных средств. Они начнут действовать с нового года, и направлены на то, чтобы региональные власти проводили более ответственную бюджетную политику и эффективнее распоряжались этими финансами. "При распределении денег будут учитываться общие финансовые возможности региона, число проживающих в нем людей, а также примерные затраты на все мероприятия, которые субсидируются за счет федеральных средств", - сообщил Медведев. Такие соглашения между федеральным центром и регионами можно будет заключать на срок до трех лет.

    - Если регион будет тратить деньги не по правилам или средства вовремя не дойдут до адресата, а в качестве такой даты избрана середина сентября соответствующего года, они просто вернутся в казну, - объяснил глава кабмина один из новых принципов работы с регионами.

    Вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что документ направлен на совершенствование межбюджетных отношений в части предоставления субсидий, а также на повышение ответственности властей на местах. "В случае если субъект Российской Федерации в течение финансового года не выполнил взятые на себя обязательства по достижению целевых показателей, на которые предоставляются субсидии, либо не выполнил график проектирования и строительства объектов капитального строительства, если субсидии выделяются на капитальные вложения, и до 1 апреля не исправил соответствующее нарушение, не достиг соответствующих показателей, то субсидии из субъекта Российской Федерации возвращаются в федеральный бюджет и распределяются другим субъектам Российской Федерации на те же цели", - рассказал он.

    При этом руководители регионов, конечно, могут ходить в правительство и искать причины, чтобы субсидии не возвращались в федеральный бюджет, но исключительные случае возможны только в крайних случаях. "Основанием для неприменения этой меры ответственности являются только форс-мажорные обстоятельства, которые предусмотрены действующим гражданским законодательством. То есть война, ураган, наводнение, землетрясение", - заявил Козак.

    - Это справедливый подход, - считает Дмитрий Медведев. - Более того, надеюсь, он будет способствовать и упорядочиванию расходов на соответствующие цели, и укреплению финансовой дисциплины, и просто тому, что субъекты будут лучше планировать, как они должны эту деятельность вести.

    К новому году правительство также подготовило новую модель работы в сфере тепловой генерации. "Сегодня плата за тепло составляет более половины всего тарифа за коммунальные услуги, - рассказал вице-премьер Аркадий Дворкович. - Если не поменять модель регулирования, то эта составляющая будет только расти, причем расти ускоренными темпами". Потому что отрасль недоинвестирована и надежность падает.

    В этой связи в кабмине решили взять на вооружение модель, действующую в странах северной Европы, где существует центральное теплоснабжение. "В каждой системе, где есть централизованное теплоснабжение - это поселения или районы - определяется единая теплоснабжающая организация, как правило самая большая организация в этой системе, которая отвечает за надежность и качество теплоснабжения, которая полностью выстраивает все планы развития в этом секторе", - заявил Дворкович.

    При этом устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию, который определяется не исходя из затрат или какой-то нормы прибыли, а исходя из цены альтернативной котельной, то есть альтернативного источника теплоснабжения. "В 60 процентах поселений сегодня тариф уже выше, чем эта альтернативная цена, - подчеркнул вице-премьер. - Это значит, что можно будет заморозить существующий тариф и не индексировать его в последующие годы в 60 процентах поселений России".

    Там, где тарифы пока ниже, они продолжают расти, но под жестким контролем. Чаще всего рост ограничен уровнем инфляции плюс 1 процент, иногда плюс 2-4 процента сверх инфляции. "В целом по стране мы выдержим те показатели, которые зафиксированы в прогнозе социально-экономического развития, то есть инфляция плюс один процент", - заверил Аркадий Дворкович.

    Поделиться