02.10.2014 23:08
    Поделиться

    Дмитрий Бертман: "Прекрасная Елена" - потрясающий материал для театра

    Дмитрий Бертман представляет в "Геликон-опере" оперетту Жака Оффенбаха
    Самый популярный в Москве оперный театр "Геликон" отмечает свой 25-летний юбилей. И уже целый месяц на его временной сцене, в роскошном белоснежном антураже, стилизующим древнегреческий амфитеатр, идут репетиции юбилейного спектакля - оперетты Жака Оффенбаха "Прекрасная Елена". Спектакль ставит Дмитрий Бертман, художник-постановщик - Хартмут Шоргхофер (Австрия), хореограф - Эдвальд Смирнов, дирижер - Владимир Понькин. О новом спектакле и других юбилейных событиях сезона рассказал художественный руководитель "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман:

    Открывая театр "Геликон", вы ставили партитуры Стравинского, Пуленка, Яначека, Шостаковича. Нынешний юбилей отмечаете опереттой. Это как-то характеризует эволюцию, которую за четверть века прошел театр?

    Дмитрий Бертман: Как руководитель театра я должен думать о том, куда вести театр, как развивать труппу, как занять артистов, чтобы они проявляли свои таланты не только на изведанном материале. И для меня очень важно, что "Елена Прекрасная" станет парадом наших артистов: каждый из них будет здесь танцевать, петь, играть. Не стоит думать, что оперетта и комическая опера - это второсортный продукт. Как раз самое сложное в театре - ставить комедию. Человек, приходя на такого рода спектакль, хочет получить удовольствие, отдохнуть, посмеяться, и режиссеру здесь невозможно прикрыться концепцией, "знаками", просимулировать работу с актером. Комедия - это почти биологическая ручная работа, своего рода биопродукт. А для театра - это еще и показатель профессионального класса. Чувство юмора - вообще свойство больших художников. Близкий для меня пример - Мстислав Ростропович, с которым я работал и дружил. Он никогда не серьезничал, не превращал искусство в изнурительный труд, хотя оно естественно являлось трудом, не показывал технологию. Именно с ним мы сделали в 2000 году нашу первую оперетту - "Летучую мышь" на фестивале в Эвиане во Франции. С тех пор этот спектакль - визитная карточка "Геликона".

    Почему в этот раз выбор пал на Оффенбаха?

    Дмитрий Бертман: "Прекрасная Елена" - очень интересная оперетта, которая давно не идет в Москве. Причем сам Оффенбах называл ее оперой. Действительно, в этой партитуре, так же как и в оперной, каждый номер является частью музыкальной драматургии, а вокальные партии чрезвычайно сложны. Именно поэтому "Елена Прекрасная" традиционно ставилась с выдающимися оперными исполнителями. Сохранилась радиозапись исторического спектакля Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Этот спектакль почти полвека шел на сцене Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, и я видел его, когда был школьником. Запись, сделанная в 1948 году, сохранилась чудом, так как в начале 90-х годов фонды Гостелерадио были почти уничтожены. Но эта запись уникальная, в ней участвовали выдающиеся исполнители того времени, к сожалению, сегодня забытые: Надежда Кемарская (любимица Немировича-Данченко), Владимир Канделаки, Тамара Янко, голос которой знала вся страна, поскольку она была первой исполнительницей песни "Катюша". Музыкальным руководителем того спектакля был выдающийся дирижер Евгений Акулов. Мне посчастливилось быть его учеником в ГИТИСе, когда ему было уже 90 лет. Именно с ним мы впервые и изучали партитуру "Елены". Еще одна деталь, характерная для этой оперетты: несмотря на свой легкий и смешливый сюжет, "Прекрасная Елена" практически всегда появлялась на сцене в сложные исторические периоды. Она и написана была как сатира на политические события времен Наполеона III. Надо напомнить, что именно Оффенбах был основателем той самой оперетты, про которую говорили: утром в газете, вечером - в куплете.

    Ваша "Елена" тоже будет про политику?

    Дмитрий Бертман: "Прекрасная Елена" как раз и ставилась в те моменты, когда обществу надо было выдохнуть, снять агрессию, напряженность. И я надеюсь, что те, кто придут к нам на спектакль, смогут снять свое напряжение и просто улыбнуться.

    В разные времена "Прекрасную Елену" ставили выдающиеся режиссеры - Немирович-Данченко, Константин Марджанов, хореографы Михаил Фокин, Джон Кранко. Чем так привлекает большую режиссуру этот опереточный сюжет?

    Дмитрий Бертман: Это просто потрясающий материал для театра. Оффенбах обладал чувством юмора и не создавал жесткую форму, из которой невозможно выйти. Он дал воздух свободы, возможность режиссерам импровизировать. Именно поэтому "Елену" почти всегда ставили со значительными переделками либретто. Но мы решили вернуть оригинальный текст Оффенбаха, который шел в России до революции. И также мы будем, вероятно, единственными в мире, кто исполняет эту партитуру не в оркестровой редакции, которых множество, а по авторскому тексту.

    В спектакле мы попадем в мифологическую Грецию или в современность?

    Дмитрий Бертман: Образ Древней Греции здесь очень веселый, потому что в действии участвуют сразу несколько древнегреческих царей. И Греция здесь не мифологическая, а фантастическая. Это страна, которая не признает троянских царей и находится в эйфории от богатства и веселья. Когда появляется переодетый в жреца Парис, чтобы забрать Елену, и говорит, что предотвратить войну с Троей можно только, если Елену отдадут как санкцию, царь Менелай с удовольствием отдает свою жену, чтобы сохранить это нескончаемое веселье. Для меня же еще важно, что в этом спектакле заняты разные поколения наших артистов. В роли Елены выйдут три наших красавицы - Елена Семенова, которая сделала большую международную карьеру и поет на сцене Опера Бастий, Ковент Гарден, в Торонто, в Мариинском, Большом театрах. Рядом с ней партию Елены поют Майя Барковская, недавняя моя выпускница ГИТИСа, сделавшая уже много ролей в театре, и Александра Ковалевич, выпускница Московской консерватории - зрители ее знают, как одну из участниц телепроекта "Большая опера".

    Это последняя премьера, которая появится в зале на Новом Арбате?

    Дмитрий Бертман: Надеюсь, что да. Нам еще предстоит в этом сезоне совместная с Московской филармонией постановка "Демона" Антона Рубинштейна на сцене Концертного зала Чайковского с участием Дмитрия Хворостовского, Госоркестра имени Е.Ф. Светланова, солистов и хора Геликона. Надеюсь, что этот "Демон" с Дмитрием Хворостовским войдет затем в репертуар нашего театра.

    В следующем году театр вернется в свое здание на Никитской?

    Дмитрий Бертман: Сейчас театр активно строится, идут отделочные работы. Я бываю там каждый день, и наш дирижер Владимир Понькин уже присоединился к специалисту по акустике Анатолию Лившицу. Я рад, что театр строится с нашим участием, что все наши пожелания учитываются. Подобный пример был, вероятно, только один - когда Валерий Гергиев ходил в каске на строительство своего театра и сам следил за тем, что происходит. Он получил великолепный театр, и я уверен, что у нас тоже будет одно из самых красивых оперных зданий не только в Москве, но и в мире.

    Для новой сцены уже что-то планируете?

    Дмитрий Бертман: Планов раньше времени лучше не раскрывать. Вот мы сказали, что будем открываться "Князем Игорем", и сразу два "Игоря" появились в Москве. Но один проект назову: мне хотелось бы сделать абонемент "Театр Геликон и его друзья". Геликон должен стать той сценой, куда могли бы приезжать и наши соотечественники, прославляющие русскую оперную культуру в мире - Дмитрий Хворостовский, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Анна Нетребко, Ольга Перетятько Марина Мещерякова, Ильдар Абдразаков, Александр Антоненко и другие. Для меня это своего рода миссия. Ведь все они помогали нам, болели за наш театр, когда сложилась тяжелая ситуация со стройкой. Они теперь - часть крови нашего театра.

    Справка "РГ"

    Премьеры "Геликон-оперы":

    Жак Оффенбах "Прекрасная Елена" - 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11 октября

    Игорь Стравинский "Мавра"/"Соловей", Московский Международный дом музыки - 14 октября

    Дмитрий Шостакович "Леди Макбет Мценского уезда", ко-продукция с Teatro Comunale di Bologna (Болонья, Италия) - 4, 5, 6,7, 9, 10 декабря

    Антон Рубинштейн "Демон", совместный проект с Московской филармонией, Концертный зал им. П.И. Чайковского - 30 января, 2 февраля

    Поделиться