01.10.2014 23:22
    Поделиться

    Школьницы из Татарстана узнали, чем знаменит их бывший директор

    Школьницы из Татарстана провели расследование, чем знаменит в Беларуси их бывший директор
    Когда учительница истории из Верхнего Услона Ольга Хуртина поинтересовалась у близняшек-старшеклассниц Алены и Элины Абызовых, не хотят ли они заняться исследовательской работой, те даже не представляли, насколько втянутся в процесс и к чему это приведет. Им предстояло узнать неизвестные страницы биографии бывшего директора их школы фронтовика Павла Пронягина. В итоге этот поиск затянулся на два года и вышел далеко за пределы родного края.

    О том, кто такой Пронягин и чем он знаменит, до этого времени старшеклассницы не знали, так как мемориальной доски в школе нет и его подвиг не изучают на уроках истории.

    Для начала учительница посоветовала обратиться в местный архив, чтобы разыскать его племянника, жившего когда-то в Казани.

    - В районном архиве сохранилось несколько справок о работе Павла Пронягина в нашей школе, но они стали лишь отправной точкой, - говорит Алена. - Мы встретились с его коллегами, которые рассказали, насколько ответственно тот подходил к работе в школе. Также нам повезло, что мы разыскали его племянника, который до сих пор живет в Казани. Он нам помог с фотоархивом, а также рассказал о детстве и юности своего дяди. Настоящей находкой для нас стали документы, которые помог получить директор музея ВОВ в Казанском кремле Михаил Черепанов. Мы никогда бы не нашли их в Интернете и очень долго искали бы по архивам.

    Правда, Всемирная сеть тоже немного помогла. В Интернете сохранилась копия статьи двадцатилетней давности известной журналистки "Известий" Эллы Максимовой, которую очень волновала судьба Павла Пронягина. За спасение 370 евреев (узников Слонимского и Коссовского гетто) она назвала его "своим Шиндлером" и сыграла не последнюю роль в том, что его подвиг был оценен по заслугам.

    Уроженец Камско-Устьинского района Павел Пронягин попал на фронт лейтенантом, едва окончив Казанское пехотное училище. Его распределили в Брестский гарнизон для прохождения службы. Но не успел он туда добраться, как началась война. Отпор противнику пришлось давать наспех сформированной группе солдат и офицеров, которую возглавил Пронягин. Так он и влился в партизанское движение.

    Павел Пронягин попал на фронт лейтенантом, едва окончив Казанское пехотное училище. Его распределили в Брестский гарнизон...

    Поиски привели близняшек Абызовых в Беларусь. К счастью, они попали в Минск вместе с родителями, где и обратились в Белорусский государственный музей истории войны.

    - Мы узнали, что в Бресте и Коссово в честь Павла Пронягина названы улицы. А сам он добился, чтобы в Коссово, где проходили массовые расстрелы евреев, поставили камень с памятной плитой, - говорят девушки. - Здесь же мы узнали о его трагической истории любви. Во время войны он встретил свою первую и единственную возлюбленную - еврейскую девушку Дину. Но чувства русского солдата к польской еврейке были расценены окружающими как противоестественные. Из-за этого на Пронягина дважды покушались, и он, чтобы Дина вместе с их новорожденным сыном была в безопасности, отослал свою возлюбленную в дальний отряд. Но для Дины это было предательством. Вторым серьезным ударом для нее стала смерть их маленького сына от дифтерита. В 44-м Дина уезжает в родную Польшу, потом в Чехословакию, Израиль и, наконец, в США. Они увиделись снова только в 92-м году на годовщину разгрома коссовского гарнизона. Причем разыскать ее помогла журналист Элла Максимова. У Дины уже была другая семья, ее жизнь наладилась... А он полвека мучился, что так и не смог на ней жениться, поскольку этого не одобрили бы его командиры.

    Девушки узнали, что после войны Пронягин вернулся в родную Татарию, где посвятил себя работе с детьми. Сначала был директором Верхнеуслонской школы, потом возглавил отдел образования. Но вскоре снова вернулся в Брест, куда его позвали друзья. В советские годы в Беларуси вышла его книга-воспоминание о том, как зарождалось партизанское движение на западе Беларуси, "У самой границы".

    Дальнейшие поиски привели сестер Абызовых в Израиль. Им было известно, что Павла Пронягина не раз представляли к высшему званию Израиля - "Праведник", но получил он его не сразу.

    - Мы отправили запрос в Иерусалим, в Национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма "Яд ва-Шем" ("Память и имя"), откуда через несколько месяцев пришло подтверждение, что Павел Пронягин стал "Праведником" и получил памятную медаль за спасение 370 узников Слонимского и Коссовского гетто. И на Аллее праведников мира растет его дерево.

    Как только на руках были все документы, девушки опубликовали статью в местной газете:

    - Его подвиг высоко оценили в Беларуси и Израиле. Мы считаем, что и жители нашего района должны знать, что здесь жил человек с большой буквы.

    Алена и Элина мечтают стать журналистами. Это была их первая серьезная публикация. Причем работать они хотят только вместе.

    - У нас так лучше получается, - говорят близняшки. - У каждой по отдельности получается не так интересно, как если мы беремся за дело вдвоем. Мы дополняем друг друга, и работа идет веселей.

    Поделиться